Трухин: «В ближайшие годы Центробанк, Росфинмониторинг и ФНС смогут отследить все запрещённые операции бизнеса в криптовалюте»

Технически это возможно.

Руководитель команды бизнес‑юристов Legalbet Антон Трухин считает, что внедрение штрафов для граждан и компаний за платежи в крипте уже в 2026 году вполне реализуемо. Он выделяет семь механизмов, которые, по его мнению, способны обеспечить реализацию готовящихся в Госдуме штрафных мер за расчёты в криптовалюте.

  1. Лицензирование входных «ворот» крипторынка. Государство может лицензировать все начальные точки транзакционных цепочек: биржи, обменники, криптопроцессинговые сервисы и Telegram‑боты. Для этого следует создать обязательный реестр VASP при Банке России или Росфинмониторинге и выдавать лицензии лишь после KYC‑аудита. Перед каждой операцией подобные сервисы будут передавать минимальный набор данных (имя, ИНН, адрес кошелька) согласно Travel Rule. Неподключённые площадки могут блокироваться Роскомнадзором и банком‑эквайером. Аналогичные правила уже действуют в 99 странах, отмечает эксперт.
  2. Интеграция банков с платформой «Прозрачный блокчейн». «Работает это так: API сервиса помечает риск‑адреса; банк получает alert‑сигнал и замораживает подозрительный перевод до повторного KYC. Росфинмониторинг планирует сделать подключение массовым к концу 2025 года», — обращает внимание Антон Трухин.
  3. Риск‑скоринг Telegram‑ботов и QR‑криптокасс. Идея заключается в парсинге публичных адресов сотен работающих в России криптопроцессинговых ботов, объясняет эксперт: «Переводы через такие каналы автоматически маркируются как высокорисковые для торговых компаний и их банков».
  4. Синхронизация налоговых баз с блокчейн‑трафиком. Если внедрить такой инструмент, то ФНС будет получать данные о кошельках, сопоставлять их с отчётами по НДФЛ и страховым взносам. Расхождения сумм становятся основанием для камеральной проверки, ведь с 2025 года криптовалюта приравнена к имуществу, облагаемому налогом, напоминает юрист.
  5. Расширение кадровой отчётности. «Добавив поле «Форма выплаты (фиат/крипта)» в СЗВ‑ТД (сведения о трудовой деятельности) и документы о трансграничных переводах, ФНС и Банк России смогут автоматически выявлять криптовыплаты и блокировать счета компаний‑нарушителей», — рассуждает эксперт.
  6. Использование ИИ‑алгоритмов. Регуляторы могут запускать детекторы аномалий на сетях второго уровня, обучая модели на «чистых» и «грязных» потоках для выявления кольцевых маршрутов, повторяющихся USDT‑микроплатежей и других. По словам Антона Трухина, Росфинмониторинг ставит цель внедрить такие решения к концу 2026 года.
  7. Международное сотрудничество. «Ранее Россия использовала каналы группы финансовых разведок «Эгмонт», однако её членство в ней было приостановлено 18 октября 2023 года, что ограничивает прямой обмен данными. Теперь российским органам придётся опираться на двусторонние соглашения и региональные механизмы, чтобы получать сведения о кошельках из дружественных юрисдикций», — резюмирует эксперт в сфере правового регулирования беттинга Антон Трухин.

Источник: Legalbet