«Хочешь прогресса — не загоняй». Интервью с фитнес-тренером «Ленинградца» Иваном Штефко

GPS, гибкость и доверие решают больше, чем жим 200 от груди.

Слова Валерия Карпина про «Раньше пили, курили и играли» — не более, чем прикол в современных реалиях, когда футболисты всеми способами пытаются продлить свою спортивную жизнь и быть готовыми к каждой игре на 100%.

Хорошо ли пахать как не в себя, даже когда не требуется? Можно ли взять методики условного Пинтуса из «Реала» и применить их в любом другом клубе? Как найти общий язык с главным тренером, если ваши подходы разнятся? Обо всём этом — в интервью с Иваном Штефко, который успел поработать с Евсеевым, Бердыевым и Кириченко.

Единого подхода нет

— Берём интервью после тренировки в четверг, это уже была предыгровая?

— Нет, это ещё была часть нагрузки — второй день и середина микроцикла. Сегодня у нас была теория перед тренировкой, далее отправились в тренажёрный зал. Акцент был на верхней плечевой, плюс две станции Зона с определённым набором тренажёров. сделали для ног, для тонуса.

На поле уже были объёмные, тактического характера упражнения, связанные с общей выносливостью. По позициям разбирали, разбирали соблюдение пространства на поле — это для повышения взаимопонимания между футболистами. Стандартные положения также отрабатывали: кто где и как стоит в обороне и атаке, куда забегать.

— В интервью официальному сайту «Ленинградца» вы рассказывали, что Вадим Евсеев намеренно перед матчем снижает нагрузку на тренировках, чтобы футболисты были посвежее. Это относится к тем, что за день до матча?

— Если игра в субботу, речь идёт о четверге и пятнице — два дня. Если предыгровая, то это не день большой или даже средней нагрузки.

Хотя многие тренеры практикуют по-разному. Кто-то делает предыгровые тренировки средней нагрузки, но, на мой взгляд, это чревато негативными последствиями. У нас, к примеру, если в субботу игра, то во вторник-среду нагрузка, в четверг уклон на тактику и восстановление. В предыгровой день это работает так: ребята успевают соскучиться по футболу, так что перебарщивать не стоит. В игре как раз по полной выкладываются.

Источник: соцсети «Ленинградца»

Но, ещё раз подчёркиваю, у каждого тренера по-разному. Мне близок подход Вадима Валентиновича. Такой метод даёт результат, по моему личному опыту в предыдущих клубах. Не будь его, я бы уже давно призадумался и что-то поменял в тренировочном микроцикле.

Конечное решение всегда за главным, но я, как тренер по физподготовке, могу привести свой аргумент: где-то снизить нагрузку, где-то прибавить. Вадим Валентинович ко мне прислушивается, благо не приходится его часто в чём-то поправлять. Как я и сказал, мы близки по взглядам.

И снова подчеркну, что это не догма. Предположим, если футболисты чувствуют себя лучше при минимальных нагрузках, значит, такой метод надо применять. А если регулярно надо нагружать их жимом штанги под 200 килограммов, чтобы результат был, то и такой подход имеет место быть.

— То есть очередное подтверждение нарратива «Единого рецепта для успеха нет».

— Абсолютно верно. Для этого существуют сборы, контрольные игры, чтобы всё понять и определить. Начинаем с 45 минут под нагрузками, потом игровое время растёт до 60-75-90 минут, далее уже это всё под нагрузками, на фоне усталости и незакончившегося восстановления. После, как чуть-чуть отдохнули, сбавили нагрузку, на одноразовый режим тренировок перешли на сборах. 90 минут в игре уже на свежачке пробегали.

Всё зависит от подготовки, на неё нужно время. Нельзя вот так из ничего 90 минут ускоряться, тормозить, поворачивать. Это делается не за день, не за неделю и даже не за месяц.

90% травм — по глупости

— При каком типе тренировок риск травмы самый высокий? При силовых?

— Не обязательно — многие факторы могут повлиять. Если человек готов к упражнениям, а тренерский штаб соблюдает последовательность нагрузок, то всё будет в порядке. Приведу пример: получил игрок ушиб бедра или икроножной мышцы в матче — после этого нагрузка на него снижается, тренировочный подход индивидуализируется.

Если пренебрегать азами, где ты должен изменить подготовку, скажем, возрастному футболисту, будет беда. Особенно когда это игрок, который больше всех по датчикам GPS-системы отработал, выложился не на 100, а на 120 процентов. Тогда надо внести изменения в его тренировочный процесс. Когда есть гибкость в этом вопросе, то количество повреждений, естественно, будет меньше.

Но если у тебя как догма заявлен зал в середине микроцикла, ты не обращаешь внимания на такие факторы, как:

  • где играли в последний раз?

  • как добирались домой?

  • насколько тяжёлой в плане физики была игра?

  • играли на естественном или искусственном поле?

Тогда спортсмены будут постоянно под риском получить травму. А ведь это очень важно учитывать, надо быть гибким специалистом. Плюс всегда знать, когда и где следующая игра, сколько дней на отдых и подготовку, как далеко лететь или ехать. Из этого уже строишь микроцикл.

Приведу пример. У нас была игра с «КМВ-Машук» на естественном поле. Я сделал нагрузку в зале небольшой и перенёс занятия на день позже. Микроцикл таков: 

  1. Первый день — выходной.

  2. Второй — восстановление и нагрузка для тех, кто меньше играл.

  3. Третий — средняя нагрузка, но без тренажёрного зала, без спринта.

  4. Четвёртый — зал. Раньше не ставили, так как была тяжёлая игра на естественном поле.

Увы, даже при подготовке всё равно есть травмы по глупости, причём их процентов 80-90. А ещё надо учитывать персоналии, с которыми работаешь. Кто-то из футболистов сам каждый день впахивает и отдаётся на максимум, другие поспокойнее. Вторые — это опытные игроки, которые знают свой организм, прошли через множество микроциклов и понимают, когда и как выкладываться.

Трудолюбивые — это те, кто по природе пахари и в дни восстановления работают на максимум, в каждом эпизоде. Даже когда не нужно постоянно цепляться, добегать, бороться. Но вот бывает, характер у человека такой, что он до последнего идёт. Такие парни чуть больше травмам подвержены.

Но самое опасное — неправильное построение микроцикла, неправильный мониторинг своих футболистов: кто где перегрузился, в каком состоянии.

— А как быть с теми игроками, у которых в жизни что-то произошло и они ментально подавлены?

— Не брать в учёт психологическое состояние своих футболистов очень плохо, нельзя перегружать того, кто не готов. Главный тренер и его помощники должны вовремя заметить подобные нюансы, внести изменения в тренировочный процесс. Иногда лучше, чтобы игрок пропустил пару сеансов и пришёл в себя. Мы побуждаем ребят активно и открыто говорить, если что-то не так.

При этом я достаточно строгий тренер, требовательный, но это не значит, что недомоганий нельзя замечать — важно сократить риск травмы. И я говорю ребятам: «Лучше скажите мне сразу, мы внесём изменения в ваш тренировочный процесс. Если не сказать сейчас, потом можете усугубить своё положение и вылететь ещё на большее время. Лучше сейчас пару дней пропустить, а потом играть здоровыми».

Источник: соцсети «Ленинградца»

Подытожу, что является главной причиной травм игроков:

  • неправильная дозировка нагрузки;

  • неправильное построение микроцикла;

  • дисбаланс нагрузок на сборах;

  • пренебрежение психологическими кондициями игроков;

  • пренебрежение деталями предыдущей и следующей игры.

Датчики GPS — лучший друг фитнес-тренера

— Есть ли в вашей карьере пример, когда не учли что-то из сказанного выше и потеряли игрока на какое-то время?

— Конечно, отсюда и опыт. Конкретного имени не назову, но в конце прошлого сезона был футболист с проблемами икроножных мышц. Одна из них у него воспалилась из-за смены покрытия и перегруза. Мы должны были это заметить и внести изменения в его микроцикл, перераспределить нагрузки. Это сделано не было, и в концовке сезона важный игрок был недоступен. Наша тренерская ошибка — недоследили.

Он при этом он говорил о недомогании, но в то же время хотел работать. Ну мы и подумали, что сейчас потренируется и всё пройдёт. Не прошло. Хорошо, что спасла качественная ротация — в клубе нет проблем со скамейкой, вышел другой нападающий. Однако всё равно нам минус, должны быть доступны два форварда, а не один.

Так что без плотной индивидуальной работы с игроками ни один клуб не будет успешен. Скажем, прогрессия должна быть постепенной: если на этой неделе он приседал 40, то на следующей надо не сразу 100, а 60. И такая же система работает в силовых, беговых и всех остальных упражнениях.

Также и с тем, кто восстановился после травмы: сначала выпускаешь на 15 минут, 30, тайм, час и только потом уже на полный матч. Вот моё мнение. Кто-то из тренеров с ним не согласится, ибо они ещё больше-больше-больше нагружают и думают, что результат придёт. А это не так, у организма есть свойство переутомляться.

— Вот здесь как раз и нужны хорошие физиотерапевты и тренеры по физподготовке, которые укажут главному на это?

— Именно так. Помощники нужны, чтобы направить процесс в нужное русло, выправить шероховатости и перегибы. Лично мне в работе очень помогают датчики GPS. Помогают вести контроль на тренировках, видеть пробег в игре, возможности игрока, его скоростные рывки в зонах. Так я и определяю, у кого какой пик, чтобы не переборщить. Потому что нет смысла человеку давать на тренировках в два-три раза больше, чем он делает в игре, у него есть свой порог.

Можно при этом перегружать и делать всё во имя его величества прогресса. Но какой смысл, если это увеличивает риск травматичности и выгорания? Игрок должен быть ровно в тех кондициях, в которых он нужен клубу, не больше и не меньше, без загонов в крайности. Особенно в молодом возрасте, когда сам футболист ещё только познаёт пределы своего организма.

Тренеры по фитнесу должны подсказывать главным и остальному штабу, кого поберечь, а кому добавить нагрузок. А может, и вовсе вместо тренировки организовать восстановительный процесс. Датчики GPS — идеальный ориентир в плане кардио, технико-тактических действий и вообще практически всего.

Тут иногда упираешься в одну тренерскую тенденцию: главные обычно приходят с низов, где они всем занимаются самостоятельно — от организации до фитнеса. Когда приходит другой специалист, им это тяжело принять, так как у него один подход, у того — иной. Тут важно уметь договориться и распределить обязанности.

Как найти общий язык с главными

— Легче ли найти общий язык с тренерами вроде Евсеева, которые раньше играли на высочайшем уровне? Понимают ли такие специалисты все нюансы физподготовки лучше?

— Тут зависит не от того, где человек играл, а от банального доверия. Профессиональный фитнес-тренер в футболе — это новая стезя в России. У многих моих коллег нет большого опыта в работе с командой. Мне в этом плане повезло с попаданием в штаб ФК «Сочи» помощником к тренеру-иностранцу. Я видел воочию все процессы на высоком уровне и уже познал практические тонкости профессии. А у многих нет таких возможностей, они приходят без опыта, всё путём проб и ошибок. Потому что одних лишь знаний, полученных в Академии тренерского мастерства РФС, где и я учился, мало.

Практика — совершенно иное. Тренерам без опыта часто не доверяют. Тут важно попасть к главному, который будет позволять помощникам брать на себя инициативу, спокойно реагировать на ошибки и понимать, что результат придёт со временем. С теми, кто привык всё делать сам, очень тяжело. И не потому что они умеют и знают лучше, а просто из-за непривычки доверять помощникам. Это при том, что у главного как такового много обязанностей и без этого.

Я работал с Колывановым, Кириченко, Бердыевым, ныне с Евсеевым — они все разные. Но если чётко аргументировать своё видение, прислушиваются. Ещё раз, это зависит не от того, где и на каком уровне тренер играл, а просто от его человеческих качеств. Например, он привык работать по одной методике и требует от помощников ставить её и следовать его принципам. А бывает, ты совершенно с этим не согласен. Тут уже надо подстраиваться и, если не удаётся сразу убедить в правильности своей методики, со временем заслужить доверие.

— Бывали в вашей карьере случаи, когда это самое доверие было изначально низким и вы обнаруживали себя в не самой комфортной обстановке?

— Помню, как пришёл в клуб Второй лиги после работы в РПЛ. Мне говорят: «Ты разминку вот столько-то должен проводить». Я думаю: «Ребят, ну я же не студент из ниоткуда, работал на высшем уровне с игроками сборной и иностранцами», а тут тренер берёт и говорит, сколько я должен проводить разминку и какой степени интенсивности. Мне смешно было, конечно, но такая работа. Раз главный так тогда пожелал, мне оставалось это принять и начинать, как сказали.

— Но вы сумели со временем доказать свою правоту, когда главный тренер понял, что у вас есть наработанная эффективная методика?

— Да, со временем это в каждом клубе происходит. Но пусть я там могу с чем-то не согласиться изначально, а главный со мной, так и должно быть. Профессиональный фитнес-тренер — это новая стезя, все к ней только привыкают. Ведь главному же нужно чётко понимать, зачем ему такой специалист, что он может взять на себя.

Поделюсь тем, как выстраивался процесс взаимопонимания с Вадимом Валентиновичем. Он пришёл в клуб и каждое упражнение — будь то в тренажёрном зале, будь то упражнение на поле — разбирал досконально и спрашивал: почему столько подходов, почему в таком объёме, какой пульс, какой присед, что делали до, что после. Я когда ему всё подробно объяснил, он просто сказал: «Окей, всё понял».

То есть я объяснил ему не столько «что», сколько «почему». Если все тренировки выполнять тупо на автомате, нормальной аргументации не будет. А так — вот игра, после этого восстановление 72 часа, а то и все 96. Зависит от того, насколько был тяжёлый день и степень нагрузки. Это включает в себя и переезды тоже.

С Вадимом Валентиновичем долго обсуждали сборы: как готовиться, сколько будет интервальных бегов, какая прогрессия от объёма к интенсивности. Когда я всё расписал и принёс ему в подробностях, он ознакомился и доверился мне.

Опыт у него огромный, поэтому после прихода в команду не стал сразу всё ломать и говорить: «А теперь будет по-моему». Нет, он увидел, что игроки физически неплохо подготовлены, что я постоянно анализирую их с помощью датчиков GPS. Ну и понял, что человеку, который за это ответственен, можно доверять.

Источник: соцсети «Ленинградца»

— То есть Евсеев не стал ломать то, что до него неплохо работало?

— Абсолютно, ведь у него и своих задач как у главного достаточно: подготовка к матчам, анализ соперника, предыдущих игр и так далее. Естественно, чем больше грамотных помощников, которым он доверяет, тем больше у него будут развязаны руки в плане тактических идей.

Современный фитнес-тренер — это дата-аналитик

— Современный тренер по физподготовке — это крутой дата-аналитик? Я сейчас про работу с датчиками GPS.

— Наша профессия требует гибридности и гибкости. Там всё: биомеханика, физиология, биохимия — эти области науки фитнес-тренер обязан знать. Иначе не провести качественный анализ биохимических процессов организма и влияния тренировок на игроков.

Одно точно губительно — слепо брать чей-то опыт, каким бы он ни был. И я это видел: человек где-то что-то прочитал и решил применить на практике. Я потом смотрел по датчикам GPS и понимал, что игроки совершают большие пробеги, которых в игре они не делают. Это огромная и ненужная нагрузка. Нужно знать, с кем ты работаешь — просто посмотреть видео условного «Реал Мадрида» и тупо скопировать их методы не получится. Они не сработают.

Моя тренировочная фишка заключается в умении работать с датчиками GPS. Да, это в какой-то степени дата-аналитика, потому что я аккуратно и внимательно сравниваю цифры по всем параметрам в играх и на тренировках. Так можно понять, что встраивать в небольшом объёме, потом получить обратную связь от футболиста. Учитывается всё: скорость, пульс, метраж, воздействие на заднюю поверхность бедра. Если не обращать на это внимание, велик риск загнать себя и команду в тупик.

— Вы упоминали про необходимость знаний в области биохимии, биомеханики и физиологии. Насколько вообще разнятся теория и практика?

— Сильно. Но учёба должна быть — это база, которая в какой-то степени применима везде. Да, практика играет куда более сильную роль, потому что в жизни ты двигаешься вперёд, когда практикуешься. Так и собираются воедино все кусочки пазла. Но сам пазл начинается с профессионального обучения: биохимию, физиологию, биомеханику надо знать. А сомнению я подвергаю те случаи, когда слепо из книг или видео берутся какие-то упражнения или методики и просто копипастом применяются на практике. Если сам раньше не применял, лучше не надо сразу этого делать. Можно в небольшом объёме, посмотреть и проанализировать, дабы понять, работает или нет.

Плюс я всегда работаю с датчиками GPS, а это не повсеместная практика. Некоторые тренеры обходятся без них. Наверняка у них метод адаптации — тот самый с пробами и ошибками. В нашей команде датчики — это уже обязательный атрибут.

Знаю, что сейчас развиваются наши GPS-системы. Если повсеместно внедрят их в академиях, это повысит качество аналитики, мы получим больше специалистов, которые будут знать, как минимизировать риски травм. От них, естественно, никто и никогда на 100% не застрахует, но это не значит, что не надо стараться повышать планку качества.

Читайте также: