Депутаты выходят из отпуска. Какие отраслевые законопроекты их ждут

Ещё один год активного госрегулирования.

Законодатели в 2025-м обещают быть весьма деятельными в секторе азартных игр — в Госдуме на различных стадиях рассмотрения лежат как минимум пять профильных для букмекерского рынка законопроектов. Если верить заявленным планам, то почти всеми ими депутаты должны заняться в весеннюю сессию. На этой неделе в ГД снова пойдёт активная законотворческая работа — 13-го числа состоится первое после отпусков парламентариев и праздников заседание нижней палаты.

Legalbet напоминает, какие отраслевые законопроекты могут рассмотреть уже в ближайшие месяцы. В программе заседаний Думы на 13—15 мая документы по азартным играм пока не числятся, но до летнего отпуска депутатов в конце июля состоится 26 заседаний.

Вечное самоограничительное

У идеи ввести самоограничение для игроков в России нет цели — только путь. Нынешняя попытка (законопроект 681514-8) наконец-то оформить возможность на время заблокировать себе доступ к ставкам вроде бы выглядит чем-то, у чего есть шанс стать законом — особенно после учтённых замечаний правительства РФ. В частности, изначально минимальный срок самоограничения составлял четыре месяца, сейчас значатся уже 12.

Одобрение правительства было получено ещё в начале декабря, в феврале законопроект запланировали рассмотреть в апреле, но этого не произошло. Вместо депутатов проект ещё раз изучила правительственная комиссия — и выдала очередные рекомендации скорректировать документ. 

По мнению исполнительного директора Первой СРО Олега Давыдова, одобрение правительством — это очень хороший сигнал:

«Это один из немногих законопроектов, который в целом поддерживается всеми участниками букмекерского рынка и никак не может стать законом уже на протяжении более 6 лет. Он предлагает простой, понятный и удобный механизм самоконтроля, с общими правилами для всех. И внедрение в России такого механизма, который является базовым во всём мире, — конечно, большой шаг вперёд в области защиты тех, кто не может контролировать свой азарт.

Процесс вроде сдвинулся с места, и на законопроект уже получено положительное заключение правительства РФ, хоть и с замечаниями, что даёт надежду на его принятие в обозримом будущем.

Что касается недоработок, глобально мы считаем — и неоднократно об этом заявляли, — что это отсутствие вариативности в сроке и методах самоограничения. Отсутствие гибкости в этих вопросах может напугать людей, и они просто не станут подавать заявление, а подав и не имея возможности длительное время сделать ставку, уйдут к нелегалам. Очевидно, что если бы были предусмотрены различные механизмы, такие как ограничение по сумме ставки, числу ставок, по времени, то механизм работал бы лучше. Но вместе с тем, даже с учётом озвученных замечаний, ждём принятия законопроекта».

Ожидается, что этот законопроект будет рассмотрен уже в мае.

Когда 35 миллиардов — это только начало

В 2024 году ЕРАИ перечислил спортивным федерациям и лигам чуть более 35 миллиардов рублей целевых отчислений — в два раза меньше от объёма госфинансирования по программе «Развитие физической культуры и спорта» (69,1 миллиарда). Однако это не предел, и в декабре Владимир Путин поручил правительству поэтапно увеличить размер ЦО до 2,5% от выручки БК (источник).

Президент, впрочем, указал, что довести целевые до таких значений надо к 1 января 2028 года, но окрылённые идеей и статистикой доходности букмекерской отрасли депутаты решили, что действовать надо уже сейчас. 14 марта 2025-го депутатская группа во главе с Сергеем Мироновым внесла в ГД законопроект об увеличении размера ЦО до 3% от выручки. Этот же документ предлагает повысить минимальную квартальную выплату с 30 до 40 миллионов рублей. Но отнюдь не с 2028 года — «Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования» © Профильный комитет ГД рекомендовал проект к рассмотрению в мае 2025 года.

В Первой СРО надеются, что в законопроект будут внесены изменения, так как 3% от выручки — это предельная величина целевых отчислений на текущий момент.

«Мы исходим из того, что указанные в поручении президента параметры увеличения и, главное, его планомерность лежат в основе государственной политики в области беттинга. Направили соответствующий отзыв в профильный комитет Государственной Думы. Кстати, не стоит воспринимать наш отзыв как критику повышения целевых отчислений. Мы в СРО прекрасно понимаем, что ЦО должны расти, спорт должен получать поддержку от букмекеров систематически и в необходимом объёме. А это может быть обеспечено лишь планомерностью и предсказуемостью регулирования и скоординированностью государственного регулирования на всех уровнях.

Рынок растёт и, если указанные президентом России параметры повышения будут соблюдены, сможет переварить планомерное увеличение отчислений. По GGR все компании разные, но чисто математически 3% ЦО — это на сегодняшний день верхняя граница возможностей участников рынка, если не переход за неё.

Надеемся, что ответственные лица внесут необходимые корректировки, чтобы законопроект соответствовал указанию главы государства», — отмечает Олег Давыдов.

Депутат ГД от «Единой России» Светлана Журова в комментарии для Legalbet напомнила, что для начала инициативу должно согласовать правительство РФ:

«Скорее всего, у группы Сергея Миронова аргументация такая, что доход букмекеров увеличивается, поэтому и процент должен быть выше. Сначала о законопроекте должен быть положительный отзыв правительства. Когда он будет, тогда можно будет о чём-то говорить. Должно быть заключение правительства и администрации президента».

Мотивировка депутатов, указанная в пояснительной записке, сводится к тому, что деятельность букмекерских контор несёт значительные социальные и экономические риски, которые поможет компенсировать увеличение процента ЦО и повышение их минимального размера. В пояснительной к предыдущему законопроекту (о самоограничении) содержатся цифры Минздрава РФ, касающиеся распространения игровой зависимости в РФ. К примеру, количество пациентов с основным диагнозом «Патологическое влечение к азартным играм» составило: 

  • в 2020 г. — 15 человек;

  • в 2021 г. — 16;

  • в 2022 г. — 14;

  • в I квартале 2023 г. — 13. 

В 2022 году было зарегистрировано 14 029 обращений граждан по поводу склонности к азартным играм. Из них более 6 тысяч — от подростков 15—17 лет.

При этом законопроект об увеличении ЦО (864521-8), призванный «компенсировать негативные последствия азартных игр», не предусматривает выделения средств на профилактику и лечение лудомании.

Нет видео — нет ставок

Законопроект 647934-8 о видеотрансляциях завис в думских коридорах. Вкратце, он устраняет небольшую лазейку, связанную со ставками на «игровую визуализацию», а также требует от букмекеров предоставлять картинку события, на которое принимаются ставки. Подробнее об этом можно прочитать здесь:

В первой редакции планировалось, что закон вступит в силу уже 1 марта 2025 года, однако после принятия его в первом чтении 2 октября 2024-го дальнейшего движения проект не получил.

В плане Госдумы второе чтение было заявлено на апрель, чего не произошло из-за отпусков депутатов. 

Заплати алименты — и ставь спокойно

Парламентарии предлагают запретить делать ставки двум категориям физлиц: признанным недееспособными и уклоняющимся от исполнения решений суда, в том числе неплательщикам алиментов. Подобная практика уже работает в Казахстане (с сентября 2024-го), и это привело к определённым проблемам: попавшие в реестр должников в ряде случаев продолжали делать ставки, а затем пытались вернуть свои депозиты под соусом незаконного принятия средств и ставок.

В Казахстане букмекерам за несоблюдение запрета грозит административный штраф, в российском законопроекте подобные санкции даже не прописаны, что отметило в своём отзыве правительство РФ. Также оно просило уточнить порядок взаимодействия организаторов азартных игр с ФССП и перечень случаев, допускающих возможность судебной защиты клиентов БК.

Это замечание правительства вызвано тем, что законопроект 574853-8 предполагает распространение закона о защите прав потребителей на услуги ОАИ (с учётом требований законодательства о регулировании азартных игр).

Справка юридического отдела Legalbet

Закон о защите прав потребителей (ЗОЗПП) к спорам, связанным с игрой у букмекера, либо не применялся судами вообще, либо применялся частично. Единого подхода не было. Суды руководствовались статьёй 1062 Гражданского кодекса РФ — требования не подлежат судебной защите за исключением случаев невыплаты выигрыша.

При принятии проекта в законе официально будет закреплено, что ЗОЗПП к услугам букмекера должен применяться с учётом положений, установленных законодательством об азартных играх.

При этом логика будет такой:

  1. Если спор о самом пари, его результатах, невыплате выигрыша — применяется ст. 1062: можно взыскать только выигрыш и, опционально, проценты.

  2. Если спор об услугах букмекера как таковых (регистрация, идентификация, возврат депозита, некорректная работа сайта и т.д.) — применяется ЗОЗПП, в рамках которого:

  • игрок может направить претензию, которую БК обязана рассмотреть в течение 10 дней. И, если требования правомерны, удовлетворить (не выходя за рамки срока). Вводить собственный порядок/сроки рассмотрения таких претензий БК не может, так как это будет противоречить закону;

  • если БК просрочит удовлетворение требований и они денежные, то за каждый день просрочки начисляется неустойка 1% от суммы требований;

  • если БК не удовлетворяет требования, а суд потом признает, что игрок был прав, игрок может взыскать в судебном порядке не только неустойку, но ещё компенсацию морального вреда и штраф (50% от всей присуждённой суммы, которая будет включать и основное требование, и неустойку, и моральный вред).

Кредит — не для игр, МФО — не сосед

Ещё один проект, направленный на борьбу с игроками-должниками. Только в этом случае речь идёт о тех, кто будет должен банку. Документ 720112-8 предполагает ввести запрет на игру с кредитных карт. Предложение, которое участники рынка расценивают как «легко обойти», но тем не менее максимально логичное по своей сути.

Также законопроект запрещает открывать ППС в одном здании с микрофинансовыми организациями. Обратные случаи и запреты — представим, что микрофинансовая организация хочет открыть зал в здании, в котором уже есть пункт букмекера, — не прописаны.

Президент БК BetBoom Константин Макаров упоминает этот пробел в законопроекте:

«С точки зрения принципа равенства субъектов предпринимательской деятельности этот закон вызывает вопросы: он создаёт ситуацию "перекошенных весов", где регулирование адресовано только одной стороне, в то время как МФО пока освобождаются от аналогичных требований.

Ситуация, когда микрофинансовая организация приходит в здание, где на легальных основаниях уже размещён ППС букмекера, безусловно, требует отдельного регулирования. Принцип "первого входа" должен быть учтён: если букмекер заключил договор аренды раньше, он не должен нести ответственность за появление нового соседа. Без чётких переходных положений возникают риски юридических коллизий, которые могут несправедливо ударить по добросовестным игрокам рынка.

Если проект закона примут в нынешней его редакции, то мы обязаны будем его соблюдать. Юридический департамент уже провёл оценку потенциальных последствий принятия законопроекта в текущем виде. Количество клубов (которые расположены в непосредственной близости к МФО) — несущественно. В случае вступления закона в силу BetBoom оперативно адаптируется к новым требованиям, обеспечивая непрерывность сервиса и соблюдение всех обязательств перед гостями».

Спящие тоже платят

Это пока только проект законопроекта, который Минфин разработал для того, чтобы убрать ряд дыр в ФЗ-244. 

Первая цель регулятора — исключить возможность неуплаты ЦО, если пари на спортивные соревнования в отчётном периоде не заключались. 

Во-вторых, статья 6.2 базового для отрасли федерального закона обязывает владельца лицензии направлять в ЕРАИ данные и уплачивать ЦО, «удержанные с заключённых пари с использованием наличных денежных средств в пунктах приёма ставок». Соответственно, если клиент сделал ставку в ППС с банковской карты, то база расчёта целевых как будто не возникает. 

Как отмечал Минфин в комментариях для «Парламентской газеты», возможные потери от неувязок в законе составляют порядка 180 миллионов рублей в год (источник). 

Очевидно, что в первую очередь инициатива направлена на то, чтобы обязать платить целевые отчисления те БК, которые не ведут операционную деятельность.

Если обратиться к данным аудита обладателей спящих лицензий, то такие компании, как ООО «Бет-М» (ранее по лицензии работала БК Astrabet) и ООО Ф.О.Н. (экс-лицензия Fonbet), в 2024-м заплатили по 120 миллионов целевых отчислений. ООО «Голден Бет» (bet365) — 60 миллионов.

«Идеальный вариант — мораторий на законодательные изменения»

В последние годы российские власти весьма активны на рынке — с конца октября 2016-го опубликованы и вступили в силу 14 федеральных законов, прямо регулирующих букмекерскую отрасль. Для сравнения, за три предыдущих созыва ГД, с 29 декабря 2003-го по 5 октября 2016-го, таковых было девять. И это без учёта профильных постановлений правительства или изменений в законодательство, например, о рекламе, также влияющих на букмекерский бизнес.

По мнению Олега Давыдова, отрасли нужна передышка от законодательных изменений:

«Общие ожидания от 2025 года не очень оптимистичные. Законодатели на всех уровнях активно пытаются продвигать откровенно вредные для легального рынка законопроекты, которые предусматривают неисполнимые требования. Делается это чаще всего под эгидой якобы социально полезных инициатив. На самом деле это влечёт рост нелегального рынка, и чем больше будет таких популистских законопроектов, тем больше будет денег терять государство и отечественный спорт, потому что деньги будут уходить за границу. Сейчас нет эффективных механизмов борьбы с нелегалами. Они научились обходить блокировки и запреты.

Вместе с тем, отечественный букмекерский рынок стал зрелым и зарегулирован уже дальше некуда. Наверное, пришло время посмотреть в сторону разработки инициатив, которые будут направлены в его пользу. А идеальным вариантом было бы установление некоего аналога моратория на законодательные изменения, хотя бы на несколько лет. Например, на тот срок, когда должно происходить увеличение целевых отчислений.

Читайте также: