Ещё раз задуматься: высказывания знаменитых людей об азарте

Об игре они говорят простые истины, повторенные тысячекратно по всему миру, но не всегда слова великих попадают на благодатную почву. Хотелось бы вспомнить некоторые из них. И, может быть, то, что произнесены они людьми с большим именем, поможет осознать их ценность.

Чарльз Буковски

«Одни говорят, что играют в надежде на удачу, другим якобы нравится атмосфера, третьим — зрелище. На самом же деле все стремятся к одному — к выигрышу. Он снимает напряжение»

Буковски – один из пионеров грязного реализма в мировой литературе, заработал немало денег, ставя на скачки. Ипподром был его родным домом. У него была своя система, которую он раскрывал на страницах своих книг, большой опыт и проницательность. Но простую цель игрока на ставках он подчеркнул со всей своей непосредственностью и цинизмом – выигрыш.

Владимир Жемчужников

«Азарт – это состояние, в которое мы входим, выходя из себя»

Как брат Алексея и Александра Жемчужниковых, а братья (вместе с Алексеем Толстым) создали образ знаменитого мудреца Козьмы Пруткова, Владимир знал, что такое острое слово. Не понаслышке он знал и о страсти к игре. Блестящий по своей краткости и меткости афоризм.

Александр Пушкин

«Страсть к игре есть самая сильная из страстей»

Близкий друг великого русского поэта Алексей Николаевич Вульф оставил нам это изречение Пушкина в воспоминаниях. И добавлял: « В величайшем проигрыше остаётся надежда на вероятность выигрыша». Пушкин был азартен во всём, тем более в игре. В одном из стихотворений, в итоге не вошедшем в окончательный вариант «Евгения Онегина», есть такие строчки, по-своему заслуживающие быть афоризмом:

…Но мне досталася на часть

Игры губительная страсть.

Страсть к банку! ни любовь свободы,

Ни Феб, ни дружба, ни пиры

Не отвлекли б в минувши годы

Меня от карточной игры

Артур Шопенгауэр

«Карточная игра — явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами»

Великий немецкий философ всю жизнь постигал тайны человеческой души. Его мнение вовсе не похоже на высказывание Пушкина. Александр Сергеевич был ярким, увлекающимся человеком, поклонником женской красоты, Шопенгауэр слыл подозрительным, мнительным, притом – убеждённым холостяком. Разница во взглядах на жизнь проявилась в их высказываниях об игре и азарте.

Мадам де Сталь

«Игроку всего тяжелее перенести не то, что он проиграл, а то, что приходится прекращать игру»

Кому как не знаменитой светской львице времён Наполеона Бонапарта знать о роковых пристрастиях аристократических салонов? В парижские салоны дворяне приходили приятно проводить время, в том числе и играть в азартные игры. Выигрыш и проигрыш – лишь результат игры, но важен был именно сам процесс.

Шарль де Монтескьё

«Игра вообще нравится нам потому, что она распаляет нашу скупость, другими словами - надежду иметь большее»

«Все на свете любят игру; и люди самые благоразумные охотно отдаются ей, пока не увидят всех сопряженных с нею насилий, уловок, заблуждений, потери денег и времени, пока не поймут, что на нее можно затратить всю жизнь»

Великий французский мыслитель Шарль де Монтескьё, как и подобает философу, вёл тихую размеренную жизнь вдали от соблазнов человеческой ярмарки страстей. Будучи дворянином, он, однако, избегал увлечений двора, но хладнокровно отмечал всепоглощающую страсть к азартным играм, снедавшую аристократию. Ловец человеков, сам он смог избежать сетей азарта и выразил своё отношение к нему в этих афоризмах.

Рюноскэ Акутагава

«Исстари среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов, это показывает, насколько похожа азартная игра на человеческую жизнь»

Эта цитата из цикла высказываний и афоризмов японского классика литературы «Слова пигмея». Глубокие слова, если учесть, что Акутагава покончил собой, не совладав с депрессией. Азарт всё-таки свидетельствует о великом желании жить.

И ещё один афоризм из этой книги:

«Борьба со случайностью, то есть с богом, всегда полна мистического величия. Азартные игроки - не исключение из правил»

Акутагава напоминает нам, что Фортуна – это всё же богиня, пусть даже давно канувшего в Лету римского верования. Он ставит равно между случайным и божественным, что, в нашу эпоху атеизма не кажется таким очевидным, как ещё каких-нибудь сто лет назад.