ФНЛ зарабатывает всё больше и больше — вот доказательства
C «лучшей лиги» мира берёт пример даже РПЛ.
Футбольная национальная лига утвердила финансовый план на сезон-2024/25, увеличив размер призового фонда на 13%. За последние два года этот фонд вырос на 106% — со 131 млн до 270 млн. И это показатель не только работы лиги по поиску партнёров, но и самих клубов.
Рост доходов — на 300%
За последние два сезона у ФНЛ космический рост доходов — плюс 300%. Согласно отчётной презентации по итогам сезона-2023/24, лига заработала 824,6 млн рублей — почти на 60% больше, чем годом ранее.
Важнейший источник доходов — букмекеры. Основные партнёры ФНЛ — два титульных спонсора «Мелбет» и Leon. Кроме того, спонсором встречи сборных ФНЛ и Медиалиги выступил Winline — это шоу собрало больше просмотров на «Матч ТВ» и «ВК Видео», чем игра группового этапа Лиги чемпионов между «ПСЖ» и «Ньюкаслом» (3 млн против 2,1 млн).
Ещё один турнир — Зимний кубок «Кинопоиск FNL Camp» — проспонсировал BetBoom. За счёт расширения партнёрской сети лига заработала 661,9 млн рублей. План на сезон-24/25 — 720,9 млн.
Расширение дистрибуции
Скачкообразный рост связан и с появлением новых каналов дистрибуции. Год назад их было шесть, по итогам сезона-2023/24 — уже 11, в том числе «Кинопоиск» и «ВК Видео». Для улучшения качества картинки увеличили количество трансляций с задействованием пяти камер до 59%, а матчей с шестью камерами — до 41%. Вдобавок лига смогла сократить брак телетрансляций на 31% по сравнению с сезоном-2022/23.
Повышение этих ключевых показателей помогло перевыполнить план по доходам от ТВ-прав на 109% — дополнительные 162,8 млн рублей в копилке.
Цель на новый сезон — подписание контрактов с ещё тремя региональными ТВ-партнёрами. В перспективе ФНЛ планирует заместить ушедшие с российского ТВ и стриминговых платформ западные лиги.
Рост посещаемости
Ещё одно важное изменение — рост общей посещаемости на 28% без учёта выбывших из РПЛ «Торпедо» и «Химок» и вышедших в Премьер-лигу «Балтики» и «Рубина». Кроме того, по сравнению с сезоном-2022/23 увеличилось количество клубов, посещаемость которых превышает общее среднее значение, — с шести до девяти: «Черноморец», «Енисей», махачкалинское «Динамо», КАМАЗ, «Акрон», «Ленинградец», «Сокол», «Нефтехимик» и «Тюмень».
Безоговорочный лидер среди регионов — Волгоградская область, где на «Ротор» в общей сложности пришло почти 223,5 тысячи болельщиков. Кроме Волгоградской, в топ-10 только два региона, которые в ФНЛ представляет один клуб, — Севастополь и Тюменская область.
Помимо посещаемости, выросла аудитория клубов и лиги в соцсетях: у Мелбет-Первой лиги +20% (почти 230 тысяч), суммарно у клубов — плюс на 23% (1,08 млн). Основными причинами стали улучшение медиаосвещения с включениями со стадионов, запуск системы игрока матча и сборной тура, а также актуализация хэндбука для медиаслужб.
Новый источник денег — чемпионат по коммерции
В прошлом году в «лучшей лиге мира» провели экспериментальный «Чемпионат по маркетингу и коммерции» с призовым фондом в 29,75 млн рублей — такую же сумму, например, разделили между клубами просто за участие в сезоне (25% от общего призового фонда).
На распределение мест в таблице влияли 14 факторов. Кроме классических и понятных вроде посещаемости, просмотров трансляций и купленных абонементов, были и более интересные критерии, рассчитанные на повышение узнаваемости брендов футбольных команд: например, SMM-индекс клубных медиа и индекс посещаемости. Последний высчитывается исходя из конкуренции с другими спортивными командами города или региона и соотношения населения региона или города, в котором базируется клуб. По этому показателю в топ-3 прошлого сезона вошли тольяттинский «Акрон», новороссийский «Черноморец» и махачкалинское «Динамо».
Такую модель финансового поощрения в лиге считают гораздо более эффективной, чем финансирование за итоговое место в турнирной таблице, поскольку даже середняки и аутсайдеры получили возможность заработать дополнительные деньги и сравняться по призовым с чемпионом лиги. Например, «Химкам», победителю Мелбет-Первой лиги прошлого сезона, первое место в чемпионате принесло 3,76 млн рублей. При этом по части медиа и коммерции подмосковный клуб занял только 14-ю позицию, получив выплату в размере 730 тысяч. Обратная ситуация у «Черноморца» — на 15-й строчке в турнирной таблице клуб из Новороссийска заработал 835 тысяч, а за первое место в чемпионате коммерции — 3,1 млн.
Случай «Черноморца» — не единственный, когда маркетинг и коммерция принесли клубу больше призовых, чем итоговое место в таблице. Существенная разница в доходах у «Сокола» (почти 1,9 млн) и «Волгаря» (1,4 млн).
Потенциально ставка команд-середняков на повышение медийности может привлечь новых спонсоров: например, «Ленинградец» вошёл в топ-5 по доходу на зрителя Отношение доходов матчевого дня к пришедшим болельщикам. «Тюмень» — в топ-5 по продажам абонементов, а «Сокол» — один из лучших клубов по вовлечённости и абсолютному приросту в соцсетях («Вконтакте» и Телеграм).
К тому же, по решению президиума ФНЛ, процент выплат от чемпионата по коммерции подняли с 25% до 30% от общих призовых, что стимулирует команды больше вкладываться в самопродвижение. Успешность модели подтверждает и тот факт, что с этого сезона за медиаактивность начнут поощрять и клубы РПЛ.
Автор: Константин Колмаков
Читайте также: