Саморегулирование гемблинга — возможно ли оно?

Ответ главе нидерландского регулятора.

Относительно недавно глава нашего любимого KSA Рене Янсен усомнился в том, что отрасль азартных игр может регулировать себя сама. И действительно, способен ли гемблинг на такое? Мнение со стороны регулятора у нас есть, ну а я попробую раскрыть этот вопрос изнутри.

Только крепитесь — придётся для начала прослушать мини-лекцию по юриспруденции 🙂

Как вообще работает регулирование отрасли

Регулирование каких-либо сфер общественных отношений, включая азартные игры, всегда построено на различных видах правовых нормОбщеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством.    — например, положений законов, судебных решений. Всё зависит от конкретного правопорядка.

В свою очередь, правовая норма всегда должна состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Безо всех этих трёх элементов она не работает. Как минимум в части санкции регулирование как азартных игр, так и какой-либо другой отрасли, невозможно представить без участия государства — только оно имеет право накладывать санкции за неисполнение установленных норм.

Что же касается общей структуры регулирования, то есть несколько уровней юридической силы:

  1. Профильный отраслевой закон (как правило) — например, Gambling Act в Великобритании, Закон об азартных играх в Грузии, Закон об игорном бизнесе в Казахстане, Особое распоряжение правительства об организации и проведении азартных игр в Румынии.

  2. Положения непрофильных законов, которые в том числе охватывают регулирование игорного бизнеса — например, закон о рекламе, уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях.

  3. Подзаконные акты — того же гемблинг-регулятора или, например, госоргана, контролирующего сферу рекламы.

Можно выделить и судебные решения, но их вменяемая юридическая сила больше характерна для стран с общей системой права, таких как Великобритания, США. В странах с романо-германской системой, которая распространена практически во всей Европе, судебные решения, безусловно, играют свою роль, но не такую критическую.

Таким образом, регулирование любой индустрии, в том числе азартных игр, происходит сразу на нескольких уровнях разными органами государственной власти (или судебными институтами). Несложно догадаться, что саморегулирование стоит ниже всех указанных уровней, так как является инициативой самих участников рынка, которая не всегда совпадает с видением государства.

В каких сферах индустрии возможно саморегулирование

Саморегулирование появляется в тех частях игорного бизнеса, где присутствие государства не так принципиально и, соответственно, его вмешательство не требуется для развития отрасли и правильного эффекта регулирования.

К сожалению, таких частей не так много. Самый яркий пример работы саморегулирования — ответственная игра. Зачастую операторы проявляют инициативу и самостоятельно имплементируют те или иные инструменты в свой продукт, несмотря на отсутствие каких-либо законодательных требований (например, некоторые российские и грузинские операторы).

Ещё одним примером может послужить регулирование рекламы игорного бизнеса. Здесь интересно выделить Украину, где, несмотря на наличие достаточно понятных ограничений, участники рынка подписали меморандум, в котором ещё раз изложили и конкретизировали положения законодательства о рекламе — и это сработало! Не знаю, что именно послужило катализатором того, что незаконной рекламы стало существенно меньше, но хочется верить, что сработало именно саморегулирование.

Примечательно, что именно в отношении рекламы и ответственной игры в 2019 году одни из крупнейших мировых гемблинг-брендов (Flutter, Entain, William Hill и bet365) выпустили заявление о том, что совместными усилиями необходимо более тщательно снижать потенциальный вред, который могут приносить азартные игры.

Чем может быть полезно саморегулирование

Саморегулирование не является волшебной пилюлей, которая сразу решит все проблемы. Однако если участники рынка могут договориться о каких-то проблемных аспектах регулирования и впоследствии исполнять эту договорённость, то это даст огромный стимул для развития бизнеса. Думаю, сложно спорить с тем, что государство не всегда поспевает за реальным положением дел и/или досконально знает, как именно работает бизнес.

Как раз отсутствие в государстве профильных специалистов зачастую не даёт корректным образом сделать две вещи:

  • как минимум — отрегулировать всех участников рынка (а не только операторов, которые далеко не единственные действующие лица в игорном бизнесе);

  • как максимум — наладить корректное взаимодействие всех участников рынка.

Определённой попыткой в развитии саморегулирования в мировых масштабах можно назвать деятельность Betting and Gaming Council (BGC) и European Gaming and Betting Association (EGBA), которые объединяют весьма обширный пул мировых гемблинг-брендов, занимающих существенные объёмы рынка в разных странах.

Эти организации объединяют мировой опыт стандартов оперирования в разных странах и крайне открыты для того, чтобы делиться этим опытом с рынками, которые только начинают регулировать индустрию азартных игр или приняли решение реформировать её.

Какова роль государства в регулировании индустрии азартных игр

Клю-че-ва-я. Всегда была и остаётся. Государство обязано присутствовать в тех сферах общественной жизни, в которых может быть нанесён особый вред интересам граждан. Снизить такой вред — ключевая цель властей во всех индустриях, включая гемблинг.

Здесь как минимум можно выделить контроль за исполнением AML-законодательства, предотвращение возможности оперировать без лицензии, ну и само собой налоги — на этих направлениях невозможно обеспечить должный уровень защиты интересов граждан без вовлечения государства.

При этом, несмотря на обязательное наличие государства, только приветствуется привлечение международного опыта в регулировании таких сфер (и отчасти это может закрываться саморегулированием). Однако, как и всегда, любые попытки закрыть какие-то части через саморегулирование без запроса со стороны властей будут неудачными.

Суммируя, мне хочется сказать, что невозможно обойтись как без государственного участия в регулировании индустрии, так и без элементов саморегулирования. В этой связи кажется, что только симбиоз может дать позитивные результаты при формировании архитектуры регулирования индустрии.

Читайте также: