«Спартак»: Битва за свободу

Большинство людей, слыша слово «Спартак», представляют, конечно же, московский футбольный или хоккейный клуб. И мало кто вспоминает, что название команды – это, прежде всего, имя самого известного гладиатора, который решился поднять восстание против рабства в Римской республике.

Арт сериала «Спартак: Кровь и песок» (2010)

Восстанию Спартака посвящено несколько исторических романов, к этой теме обращались кинематографисты и театральные деятели разных стран, представляя свое видение личности гладиатора. На музыку Арама Хачатуряна поставлен великолепный балет «Спартак». Существует даже высокобюджетный порнографический фильм. Но наиболее известным и значимым художественным произведением по-прежнему остается роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак», написанный в 1874 году и ставший любимой книгой многих революционеров. И немудрено, ведь образу своего Спартака автор отчасти добавил черты национального героя Италии Джузеппе Гарибальди.

Балет «Спартак» в постановке Большого театра

Несомненно, в романе Джованьоли есть много исторических несоответствий и художественного вымысла. Например, политическая сознательность рабов у писателя слишком уж сознательная, в духе революционного времени XIX-XX веков. Да и любовная связь Спартака с Валерией – женой самого Суллы, конечно же, полностью придумана писателем. Но тем не менее эти огрехи нисколько не умаляют ценности романа, а описание гладиаторского поединка, венцом которого стало освобождение Спартака, производит сильное впечатление на читателей. Ну что ж, давайте прочтем этот эпизод и мы.    

Празднества и игры в честь Геркулеса были устроены Луцием Корнелием Суллой Счастливым, властителем Италии, который пожертвовал на это десятую часть своих богатств. Как пишет Джованьоли, «Сулла дарил римлянам левой рукой часть тех богатств, которые награбила его правая рука». Но, как это частенько бывает, мало кого волнуют такие вещи, когда можно наесться от пуза и развлечься за чужой счет. 

Кадр из фильма «Спартак» (1960)

Собираться в Большом цирке люди начали задолго до начала. Свыше ста тысяч граждан сидели здесь в ожидании самых излюбленных зрелищ: кровопролитного сражения гладиаторов и боя с дикими зверями. Кстати, среди маргинальных римских граждан – нищих, но гордых (помните это величественное: «Noli me tangere – civis romanus sum!» – «He прикасайтесь ко мне – я римский гражданин!») – процветал своеобразный бизнес: они заранее занимали лучшие места, а затем продавали их богатым патрициям.

До появления Суллы зрителей пытались развлекать учебными боями молодые гладиаторы, но бескровные сражения, естественно, никого не интересовали. В первом серьезном бою встретились ретиарий и мирмиллон. Как прошел этот неравный поединок, в котором один был вооружен щитом и коротким мечом, а второй – только трезубцем и сетью, читать невероятно интересно и грустно, ведь смерть была неизменным спутником таких состязаний. Весьма показательна здесь реакция зрителей – как мы видим, толпа за столько лет мало изменилась, бешено рукоплеща победителю и освистывая проигравшего. Радует, что сегодня нельзя опускать большой палец вниз, обрекая проигравшего на смерть.

Кадр из фильма «Спартак» (1960)

За этим боем началась битва девяти лаквеаторов, с трезубцами и сетями, и девятерых секуторов, вооруженных щитами и мечами. Итог этой встречи – 7:5. И эти цифры, к сожалению, означают вовсе не голы или очки.

Ну а после этого состоялось главное шоу, в котором сошлись тридцать пар гладиаторов, как бы повторяя в малых размерах настоящее сражение. Одним из этих шестидесяти воинов и был Спартак – будущий предводитель восставших рабов.

«Тридцать из них были фракийцы, другие тридцать – самниты; все – красивые и молодые, рослые, сильные и мужественные люди.

Гордые фракийцы были вооружены короткими, кривыми мечами; в руках у них были небольшие квадратные щиты с выпуклой поверхностью, на головах – шлемы без забрала; это было их национальное вооружение. Все они были в коротких ярко-красных туниках, на их шлемах развевались по два черных пера. У тридцати самнитов было вооружение воинов народа Самния: короткий прямой меч, небольшой закрытый шлем с крыльями, маленький квадратный щит и железный наручник, закрывавший правую руку, не защищенную щитом, и, наконец, наколенник, который защищал левую ногу. Самниты были в голубых туниках, на шлемах у них развевались белые перья».

Завершать кровавое представление должны были десять пар андабатов в белых туниках. Эти несчастные в шлемах с глухими забралами и крохотными отверстиями для глаз были вооружены только короткими клинками и должны были сражаться друг с другом почти вслепую, подгоняемые раскаленными железными прутьями. Этот бой – уродливое порождение жестокой человеческой фантазии – Джованьоли, к счастью, уже не описывает. 

Кстати, Сулла называет сумму, запрошенную ланистой Акцианом за выступление этих пятидесяти пар гладиаторов, – двести двадцать тысяч сестерций. Такой вот своеобразный единоразовый трансфер, а если учесть, что из всех бойцов выжил едва ли десяток, то еще и крайне убыточный. 

Кадр из фильма «Спартак» (2004)

Итак, со звуком трубы начался главный бой между тридцатью фракийцами и тридцатью самнитами, построенными в ряды друг против друга. 

«Первое столкновение было ужасно: среди глубокой тишины, царившей в цирке, резко прозвучали удары мечей по щитам, по арене полетели перья, осколки шлемов, куски разбитых щитов, а возбужденные, тяжело дышавшие гладиаторы наносили друг другу удар за ударом. Не прошло и пяти минут после начала боя, а на арене уже лилась кровь: трое гладиаторов корчились на земле в агонии, а сражающиеся топтали их ногами».

Естественно, пресытившиеся жизнью римские граждане, упивающиеся этим кровавым зрелищем, не могли отказать себе и еще в одном удовольствии – ставках. Каждому хотелось не только насладиться битвой, но и выиграть, поэтому и следили зрители за тем, что происходит на арене, с особенным напряжением. Поставил на фракийцев и известный патриций Луций Сергий Катилина, сыгравший немаловажную роль в романе. 

«Невозможно ни описать, ни вообразить себе напряжение, с которым зрители следили за кровавыми перипетиями этого боя. О нем можно составить себе лишь слабое представление, судя по тому, что восемьдесят тысяч человек из числа собравшихся в цирке бились об заклад на сумму от десяти до двадцати сестерциев и даже до пятидесяти талантов, смотря по своему состоянию, – одни держали пари за пурпурно-красных фракийцев, другие – за голубых самнитов».

Битва гладиаторов длилась более часа, и к концу сражения по всей арене лежали пятьдесят гладиаторов, убитые или смертельно раненные. Именно в этот момент Джованьоли знакомит нас с главным героем своего произведения. 

«Зрители, державшие пари за самнитов, казалось, могли быть вполне уверены в их победе. Семеро самнитов окружили и теснили трех оставшихся в живых фракийцев, последние же, тесно став спиной друг к другу, образовали треугольник и оказывали яростное сопротивление превосходящим силам самнитов.

Среди трех, еще живых, фракийцев был Спартак».

За два года гладиаторства Спартак объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях, ни разу не был серьезно ранен и постоянно оставался победителем во всех амфитеатрах и цирках Италии. Ланиста Акциан купил Спартака за очень большие деньги – двенадцать тысяч сестерций, поэтому ни разу не выпускал его в римских амфитеатрах: в случае смерти Спартака плата за него не возместила бы понесенных ланистой убытков. Но двести двадцать тысяч сестерций Суллы позволили Акциану рискнуть жизнью его лучшего гладиатора. О чем ланиста впоследствии, конечно же, пожалел.

Ну а зрителям было не до этих тонкостей. 

«– Смелее, смелее, самниты! – кричали тысячи зрителей, державших за них пари. 

– Бейте их! Рубите этих трех варваров!

– Задай им, Небулиан! Прикончи их, Крикс! Подминай, подминай, Порфирий! – кричали зрители, в руках которых были таблички с именами гладиаторов.

В ответ на эти выкрики гремел не менее мощный хор сторонников фракийцев; у них, правда, было мало надежды, но они храбро держались за единственную оставшуюся им соломинку. Спартак, еще не раненный, с неповрежденным щитом и шлемом, как раз в этот момент пронзил мечом одного из окруживших его самнитов. При этом взмахе меча раздался гром рукоплесканий и возгласы тысячи зрителей:

– Смелее, Спартак! Браво, Спартак! Да здравствует Спартак!»

Несмотря на такое неравное положение дел жажда победы, гнев, отчаяние, физическое превосходство, ловкость, удивительное искусство фехтования, а также вовремя примененная старинная тактика помогли Спартаку стать единственным выжившим фракийцем и победить. И не просто победить, но еще и спасти жизнь двоим своим соперникам, завоевать восторженные симпатии даже тех зрителей, которые сделали ставки на самнитов, и обрести желанную свободу. 

Кадр из сериала «Спартак: Кровь и песок» (2010)

Личность Спартака – яркий пример того, что порой победа команды зависит от одного человека. Все мы знаем такие клубы, которые заметно ослабляет травма всего лишь одного ведущего игрока. К счастью, сегодня проигрыш приносит спортсменам максимум вылет в нижнюю лигу, а не смерть, как в состязаниях гладиаторов. И это не может не радовать. 

И немного интересных параллелей со «Спартаком» футбольным

- Когда обсуждалось название команды, руководители долго не могли прийти к единому мнению. И тут взгляд Николая Старостина упал на лежавшую на столе книгу Джованьоли. Так получила свое название футбольная команда, ставшая впоследствии самой известной в стране. 

- Основателю клуба Николаю Петровичу Старостину, как и гладиатору Спартаку, довелось почувствовать все бремя несвободы. В 1942 году Старостина и его братьев (тоже бывших футболистами «Спартака») арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы. Через два года заключения обвинение с Николая Петровича было снято (говорят, не без участия Василия Сталина). А вот его младшие братья отсидели свои сроки полностью. 

- Подобно Спартаку, познали горечь потери боевых товарищей и спартаковцы: во время Великой Отечественной ***** многих игроков призвали в армию. Всю ***** отслужил Владислав Жмельков, ушли добровольцами на фронт начальник команды Иван Филиппов и главный тренер Пётр Попов, погиб в бою Анатолий Величкин, умер от ран Степан Кустылкин…

- Цвет формы спартаковцев – красный. Интересно, на выбор расцветки повлиял цвет одеяния фракийцев? Подскажите, кто знает.

Конечно, даже не болельщикам «Спартака» бывает обидно, когда команда с такой богатой историей и с таким знаменитым именем лажает. Но жизнь есть жизнь, и не всегда даже такому человеку, как Спартак с его силой и ловкостью, удается одерживать победу…

Друзья! Если вам интересны мои тексты, буду рада видеть вас и в моем литературном блоге.