Продвижение через лотереи — законно или нет?
Кэфы — 1.90 на 1.90.
Летом 2025 года рынок всколыхнуло появление рекламы от ряда российских букмекеров на площадках, где это вроде бы запрещено. Способ — продвижение лотерейных продуктов, которые с 2023-го есть у легальных БК (источник). В итоге всё пришло туда, куда, пожалуй, и должно было прийти — к ФАС, московское управление которой сейчас рассматривает кейс Pari на рекламной площадке «Яндекс Директа».
Таким образом, в сентябре регулятор должен ответить на ключевой вопрос: можно или нельзя? А Legalbet пока попросил это сделать юристов.
Юристы спорят
Мнения расходятся. К примеру, руководитель отдела «Регистрация и сопровождение бизнеса» юркомпании Urvista Татьяна Орлова считает, что подобная реклама легальна. Разбирая случай Winline, она обращает внимание, что владелец товарного знака, по данным ЕГРЮЛ, осуществляет в том числе деятельность по распространению лотерейных билетов согласно ФЗ-138 «О лотереях».
«По закону о рекламе распространители лотерей имеют право на проведение рекламной кампании на основании договора поручения с оператором лотереи, такая рекламная деятельность должна соответствовать требованиям указанного закона. Поскольку особые требования к рекламе основанных на риске игр и пари на лотереи не распространяются, то проведённый анализ рекламного баннера Winline на платформе “Авито” демонстрирует соответствие нормативным требованиям», — делает вывод собеседница.
Она обращает внимание, что в этом конкретном объявлении присутствует обязательное указание на рекламный характер материала, а также обеспечено надлежащее информирование потребителей о возрастных ограничениях. «Таким образом, рекламная кампания Winline реализуется с соблюдением всех необходимых правовых норм и требований действующего законодательства РФ», — резюмирует Орлова.
Руководитель команды бизнес-аналитиков Legalbet Антон Трухин более критичен к подобным случаям.
«Во-первых, мы наблюдаем нарушение предмета регулирования: у букмекеров отсутствует необходимая лицензия Минфина на проведение лотерей. Во-вторых, такая реклама размещена на неспециализированной площадке, доступной несовершеннолетним. В-третьих, хотя часть 4 статьи 27 закона "О рекламе" прямо указывает, что его требования не распространяются на рекламу лотерей, это касается только конкретных ограничений, например, запрета на размещение рекламы азартных игр вне спортивно ориентированных медиа и спортивных объектов. Это не означает, что любая реклама лотерей полностью освобождена от остальных норм закона или может являться скрытой либо суррогатной рекламой азартных игр», — считает Антон.
При этом он соглашается, что предпосылки для признания такого продвижения законным тоже есть: «По закону, букмекер может проводить стимулирующие мероприятия, если они не являются лотереей по сути, но розыгрышем призов среди зарегистрированных пользователей. Это [объявление] можно рассматривать как проведение оператором стимулирующей акции среди своих зарегистрированных пользователей, которая не является де-юре лотереей».
Жирную черту под дискуссией подводит старший юрист, соруководитель практики IP и цифрового права юркомпании SL Legal Шермет Курбанов.
«Формально можно найти аргументы, что букмекерские компании вправе распространять рекламу лотереи. Тем не менее такая деятельность может рассматриваться как попытка обойти ограничения рекламы букмекеров. Иными словами, ФАС может квалифицировать такую рекламу как рекламу букмекера, так как логотип БК с большой долей вероятности ассоциируется практически у всех потребителей именно с букмекерской деятельностью», — предупреждает эксперт.
В общем, ФАС может принять как одно решение, так и прямо противоположное.
А есть ли профит?
Действительно, зачем ввязываться в лишние разбирательства с антимонопольщиками? Трата денег на продвижение именно лотерейного продукта может выглядеть сомнительной затеей, если вспомнить данные из отчётности БК Fonbet за 2024 год. По открытым документам, лото принесло компании 40 миллионов рублей при выручке по основной деятельности в 608,8 миллиарда. Безусловно, 40 миллионов на дороге не валяются, но они буквально тонут в 600+ чисто букмекерских миллиардах. И если клиентская база компании ниже, то выгода от внедрения лотерей может быть поставлена под вопрос.
Представители «Национальной лотереи», которая и является оператором интегрированных в букмекерский продукт лотерей, считают, что они дают хорошую отдачу БК.
«Лотерея — отличный комплиментарный продукт для аудитории букмекеров. Мы опираемся на экспертизу партнёров и стараемся адаптировать предложение под их запросы, что даёт хорошую отдачу. Благодаря нашей слаженной работе с партнёрами у нас сформировался сегмент наиболее лояльных клиентов, которые возвращаются за лотереями каждый месяц на горизонте более года», — рассказала Legalbet заместитель гендиректора «Национальной лотереи» Жанна Шалимова.
Сейчас лото представлено в шести легальных БК: кроме Fonbet, есть у Winline, Pari, «Лиги Ставок», «Балтбет» и BetBoom. По словам Шалимовой, продвижением лотерей интересуются также те операторы, у которых такого продукта пока нет: «На текущий момент есть ряд партнёров из топ-10, интересующихся интеграцией лотерей».
В топ-10 по выручке в 2024 году нет лото у Olimpbet, «Бетсити», «Мелбет» и «Марафона».
Более широкие рекламные возможности — это один из наиболее очевидных плюсов для БК при добавлении лотерей. Лотерейная деятельность не так жёстко ограничена при продвижении — к примеру, можно использовать образы людей. Таким образом, от решения ФАС по делу Pari может напрямую зависеть дальнейшее распространение лотерей среди легальных российских букмекеров.
Букмекерские компании воздержались от комментариев.
Чем отличаются лотереи от азартных игр

Читайте также: