Первый матч, первый мяч — новогодние волейбольные истории
«В какой-то момент всё бросил — и пошёл работать волейбольным тренером».

Канун Нового года — время историй. Недавно я съездил в Санкт-Петербург — и зашёл на Выставку истории волейбола, основанную энтузиастами этого вида спорта Михаилом Куманцовым и Вячеславом Марковым. Музей с момента моего последнего визита летом пополнился россыпью новых уникальных экспонатов.
То, что я сейчас расскажу, — в принципе давно не секрет, но для многих любителей волейбола, возможно, станет откровением. Так вот — в волейбол у нас в стране играли ещё до революции. А 27 декабря 1916 года состоялась официальная презентация этого вида спорта.
Когда я работал в волейбольном клубе «Зенит» (Санкт-Петербург), со мной связался историк и священнослужитель Пётр Белов — и рассказал о своём открытии. В журнале общества «Маяк» (Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей, созданного в Санкт-Петербурге в 1900-м) содержалось упоминание о презентации волейбола в 1916 году.
На пару недель я по уши закопался в петербургские архивы. Наглотался пыли, но действительно нашёл несколько упоминаний о том, что в 1916 году на Крестовском острове члены общества «Маяк» играли в волейбол. А 27 декабря (14 декабря по старому стилю) состоялась презентация этой игры.

В 1917-м деятельность «Маяка» в нашей стране по понятным причинам прекратилась. Но вскоре волейбол в России и СССР возродился — чтобы навсегда стать одним из самых народных и популярных видов спорта.
Собственно, через то же самое общество «Маяк» в Россию пришёл не только волейбол, но и баскетбол. И первые волейбольные мячи по своему крою и внешнему виду были один в один как баскетбольные — только поменьше размером. В коллекции Выставки истории волейбола есть такой мяч! Вот как он выглядит:

Экспонату — совершенно точно более 100 лет. Рассказывает Вячеслав Марков:
«Забавно, что этот мяч стал для меня своеобразным новогодним подарком. В конце декабря увидел его на аукционе в интернете, стоил он очень недорого — и приобрёл. При том что в описании не был указан ни год производства, ничего — просто “Волейбольный мяч”. А потом в официальных правилах волейбола, датированных 1916 годом (это оригинальное издание также есть в музее), я увидел рекламу фирмы Spalding — и на ней был изображён как раз этот самый мяч.
Для всех Spalding ассоциируется прежде всего с баскетболом, но и производством волейбольных принадлежностей эта фирма тоже занималась. В следующем выпуске волейбольных правил, 1920 года, реклама волейбольного мяча Spalding тоже есть — но этот мяч имеет уже более привычный “волейбольный” крой. Так что имеющийся в нашей коллекции экспонат точно был произведён до 1920 года. И именно такими мячами проводилась та самая презентация 27 декабря 1916 года (по новому стилю)».
Ну а первый ниппельный волейбольный мяч на матчах любителей в Ленинграде появился в СССР в 1957 году:
На фото с мячом — будущий профессор, доктор технических наук, учёный-кораблестроитель Евгений Скобов.
Мяч Скобову мама привезла из Венгрии, куда ездила… покупать кухню. Может быть, для профессорской семьи в третьем поколении тогда это было нормальной историей, но сама ситуация, конечно, интересная. Для простого советского человека это всё-таки звучало странно. Как мы все прекрасно помним, «наши люди в булочную на такси не ездят!» А тут — в Венгрию за кухонным гарнитуром…
На следующем фото — друг детства Скобова, Кривошеин Владимир Алексеевич. Тоже парень со светлой головой, школу окончил с золотой медалью. Оба — 1940 года рождения, оба одновременно окончили школу. Обе фотографии сделаны летом, после поступления в институты. Скобов поступил в «Корабелку», второй — в университет им. Пушкина на мехмат.

Познакомились они на волейбольных площадках. Тогда около Ленинграда было несколько основных зон для любителей волейбола: Солнечное, Курорт, Репино и Пушкин. В Солнечном площадка осталась ещё от финнов — военнопленные строили её после советско-финляндской войны (1939—1940). Потом появились ещё две площадки, которые оборудовали сами спортсмены. Изначально «финская» площадка считалась самой главной, там играли ребята самого высокого уровня. Даже Вячеслав Алексеевич Платонов туда приезжал. Сначала играл сам, а потом, когда уже стал великим тренером — просто отдохнуть с семьёй, провести время около моря. Заглядывали туда и многие другие известные волейболисты того времени.
О площадках в Солнечном в своё время писал легендарный советский спортивный журналист и писатель Алексей Самойлов. Называл эту локацию «КЛЮВ» — «Клуб любителей волейбола».
Первые три располагались относительно недалеко друг от друга. Периодически собиралась сборная Солнечного — и ехала играть в Репино. И наоборот. Конкретно фотография Скобова сделана перед одним из таких матчей, в котором он участвовал вместе с Кривошеиным.
«Фотографии предоставлены младшим братом Кривошеина, Александром Алексеевичем — моим первым волейбольным тренером, — рассказывает Вячеслав Марков. — Он был младше их обоих на семь лет — и под влиянием брата и его друга сам увлёкся волейболом. Закончил физмат ленинградского университета, какое-то время проработал там научным сотрудником — но в какой-то момент всё бросил и пошёл работать волейбольным тренером».
С наступающим Новом годом, дорогие любители волейбола! Пусть в вашей жизни как можно чаще будет место празднику и чудесам.
Читайте также: