Илья Казаченков: «Рядом с Сапожковым ощущаешь себя маленьким»

Интервью с 209-сантиметровым малышом.

Для диагонального новосибирского «Локомотива» Ильи Казаченкова 2025 год получается особенным и насыщенным. Дебютировал и уже закрепился в составе сборной России, сделал предложение любимой девушке (и получил согласие), помог своему клубу сенсационно выиграть Кубок России. Только что «Локо» провёл два контрольных матча с кемеровским «Кузбассом» — и в обоих Казаченков становился лучшим снайпером своей команды.

Специально для Legalbet игрок подвёл итоги прошлого сезона и рассказал о планах на сезон предстоящий.

«Нынешняя формула ЧМ как-то слишком раздута» 

— Недавно сборная России провела два контрольных матча с белорусами. Ты в обоих выходил на замену, но успевал сверкнуть результативностью, набрал 9 и 10 очков соответственно. Какие впечатления от сборов с национальной командой?

— Раньше получалось так, что сезон только заканчивался — и почти сразу начинались сборы молодёжных и юношеских сборных. Сейчас всё-таки есть время отдохнуть, повидаться с родными, как-то немного перезагрузиться, отключиться от волейбола.

В этом сезоне я впервые попал в главную сборную, в Белграде наша команда завоевала Кубок Первого канала. Конечно, очень рад, что тренеры национальной команды обратили на меня внимание. Сейчас со свежими силами и энергией приехал на сборы перед матчами с белорусами. К сожалению, не удалось договориться с другими сборными — Ираном, Кубой… Но были объективные причины, и эти команды не смогли приехать.

Понятно, что чем больше международных матчей мы играем — тем больше развиваемся как волейболисты, открываем для себя что-то новое. Что ж, сыграли с белорусами — это тоже важная практика. У меня впечатления от пребывания в сборной самые лучшие. Приятно было находиться в одной команде с такими мастерами, у которых за плечами финал Олимпиады и множество других успехов. Когда даже просто тренируешься с этими ребятами, чувствуешь, что растёшь и прогрессируешь во всех элементах. Всё было классно и здорово!

— Требования к тебе Константина Брянского в сборной и Пламена Константинова в клубе как-то отличаются?

— Каких-то больших различий нет. Конечно, есть определённые нюансы по тактике. Но влиться и в игру, и в тренировочный процесс мне было нетяжело.

— Ты сам сказал, что сейчас график у топовых российских волейболистов попроще, есть возможность отдохнуть. С другой — наверняка всё-таки не хватает атмосферы международных соревнований? Ты ведь с молодёжной сборной выигрывал чемпионат Европы, брал серебро чемпионата мира.

— Конечно, очень не хватает! Слово «ОЧЕНЬ» прям можно заглавными буквами написать. Я сейчас провожу свой первый сезон в сборной. И, разумеется, хотелось бы сейчас играть на чемпионате мира. Посмотреть на взрослые международные турниры изнутри, понять, прочувствовать, что это такое. Всё-таки молодёжные соревнования — это одно, а первые команды стран — совсем другое. Понятно, нет никаких гарантий, что я попал бы в заявку на мировое первенство, но даже в Лиге наций было бы очень интересно поиграть с разными командами, попробовать себя на таком уровне. 

И, конечно, если гипотетически выбирать между летним отдыхом и пребыванием в национальной команде на протяжении нескольких месяцев — без тени сомнений выбрал бы второе! Надеюсь, в будущем и мне, и другим молодым российским волейболистам такая возможность ещё представится.

— Планируешь следить за чемпионатом мира? Может, какие-то шутливые пари заключаете с одноклубниками, какая сборная дальше пройдёт?

— Нет, пари не заключаем. А следить — конечно, следим. Другое дело, что, на мой взгляд, нынешняя формула планетарного первенства как-то слишком раздута. Очень много, скажем так, неволейбольных команд. От этого уровень турнира на первых стадиях не слишком высок. Да, теоретически могут случаться какие-то сенсации — но вряд ли их будет много. Если вообще будут. А к решающим матчам плей-офф фавориты подходят уставшими, к тому же рискуя потерять из-за травм кого-то из лидеров.

— Ещё несколько лет назад ты был доигровщиком. Насколько сложно происходила переквалификация в диагонального?

— Смена амплуа произошла неожиданно для меня. Я вернулся в «Локомотив» из аренды — в Вышке А играл за Челябинск. Там же, кстати, и познакомился с будущей супругой… И меня взяли с основой «Локо» на «Финал шести» Кубка России в Казань. Мы там взяли серебряные медали. Я был четвёртым доигровщиком — понятно, что особенных шансов выйти на площадку не имелось. Так, на подачу иногда если только. 

На тренировках я несколько раз удачно понападал из «двойки». Ну и надо понимать, что приём — не самый мой сильный волейбольный элемент. Всё-таки с ростом 209 сантиметров принимать сложнее, чем ребятам, которые пониже. И вот во время этого турнира Пламен и предложил мне попробовать свои силы в качестве диагонального. Несколько дней я эту идею вынашивал, переваривал — и в итоге решил попробовать. 

Первый же мой сезон в качестве диагонального показал, что Пламен, как обычно, не прогадал. У меня сразу стало неплохо получаться.

— Константинов — знаковый для российского волейбола человек. Некоторые его фразы не просто пошли в народ — но даже стали товарным знаком. В твой адрес у него были какие-то персональные шутки?

— Да вроде нет, не могу чего-то такого припомнить. Наоборот — только очень полезные и профессиональные советы. Пламен знает очень много волейбольных нюансов, всегда готов подсказать тебе какие-то тонкости технические и тактические, до которых ты сам бы не дошёл. Особенно когда я первый сезон проводил в амплуа диагонального, он индивидуально мне помогал очень много. «Здесь шаг делай чуть покороче, здесь руку ставь вот так…» Ты делаешь так, как он говорит, — и понимаешь, что всё стало лучше и правильнее, результат сразу другой.

Вообще, Пламен — глубокий и дотошный в хорошем смысле слова специалист, для него не существует в волейболе мелочей. Он видит даже то, на что другой тренер, возможно, не обратил бы внимания.

«Ты пытаешься что-то забить через олимпийского чемпиона. Чувства — непередаваемые» 

— Чуть отвлечёмся от волейбола. На сборах национальной команды ты жил в одном номере с экс-диагональным «Локо», 220-сантиметровым Максимом Сапожковым. Как вы в принципе помещались вдвоём в одной комнате? И вообще, насколько это непривычное ощущение — с ростом 209 сантиметров чувствовать себя малышом?

— Да, действительно непривычно 😃 Обычно во всех командах привык быть самым высоким. Но рядом с Максом ощущаешь себя маленьким. В сборной же есть ещё Георгий Заболотников, он тоже меня на десяток сантиметров выше. Особенно когда два этих больших человека стоят рядом — впечатления очень забавные. Чувствуешь себя гораздо ниже своих 209.

— Какие-то смешные или необычные ситуации, связанные с ростом, с тобой случались?

— Каких-то прям смешных историй не вспомню. Но понятно, что крепость дверных косяков иногда проверяешь лбом на прочность, когда о чём-то задумаешься… В гости приходишь — задеваешь люстры. Ну а главная проблема у всех высоких людей — одежда и обувь. В обычных магазинах наших размеров нет. Приходится всё заказывать через интернет — но при этом нет никакой гарантии, что вещь подойдёт тебе по размеру. Оформляешь возврат и заказываешь заново…

Понятно, что ко всему привыкаешь. Но какие-то неудобства, с которыми обычный человек никогда не сталкивается, всё равно существуют.

— Ты из спортивной семьи. Мама — легкоатлетка, папа — волейболист. В детстве были какие-то волейбольные кумиры?

— После Олимпиады в Лондоне кумирами, наверное, были все 12 игроков нашей сборной. И не только у меня, а у всех парней нашего поколения.

Когда я только начал играть в Суперлиге свой первый сезон и выходил против того же Макса Михайлова — не понимал, что происходит, хотелось себя ущипнуть. Буквально не верил своим глазам. Ты пытаешься что-то забить через олимпийского чемпиона, за которого болел перед телевизором… Чувства — непередаваемые.

— В чём секрет Михайлова, который уже четверть века держит фантастический уровень и, кажется, готов его держать ещё столько же? И что нужно делать молодому волейболисту, чтобы хотя бы приблизиться к такой стабильности?

— Если бы я знал, то делал бы всё то же самое, что и Макс! 🙂 Ну а если серьёзно, мне кажется, что он воплощение дисциплины и трудоспособности. И именно за счёт этих двух качеств он является тем Михайловым, который на протяжении всего XXI века держит высочайшую планку и наводит ужас на соперников. Все ребята, которые играли с ним в одной команде, говорили об этом: именно дисциплина и готовность работать, не щадя себя. Если будет возможность как-то откровенно поговорить с Максом, обязательно спрошу у него совета и стану играть лучше.

— Когда решил для себя, что волейбол станет твоей профессией?

— Когда переехал в волейбольную систему «Локомотива» в 14 лет и получил первую зарплату. Ну то есть понятно, что контракт был подписан не со мной, а с моими родителями. Но в любом случае в этот момент почувствовал себя профессиональным спортсменом. И стало ясно, что только от меня самого и от моей работы будет зависеть моё будущее.

— А свой первый матч на взрослом уровне помнишь?

— Я тогда ещё был доигровщиком, играли против Сургута. Не скажу, что коленки тряслись — но волнение, конечно, присутствовало.

«Прошлый сезон у меня сложился неоднозначно» 

— Вы примерно поровну делите в «Локомотиве» игровое время с другим диагональным — Раджабом Шахбанмирзаевым. Насколько конкуренция хороша для прогресса? Или всё-таки лучше, чтобы в команде был один железный игрок старта и надёжный сменщик из «квадрата»?

— Лично для меня сильный напарник — это плюс. Тебе действительно нужно каждый день прогрессировать, не стоять на месте, не останавливаться в своём развитии. В голове ты всегда держишь, что парень на твоей позиции — в полном порядке и тоже хочет играть. Поэтому не можешь позволить себе где-то расслабиться, что-то не доделать. Необходимо быть полностью вовлечённым в тренировочный процесс и отдаваться на 100%. Ну а там уже тренер решает, кто в какой конкретный день и против какого соперника нужнее ему на площадке.

— «Локомотив» — действующий обладатель Кубка России. За счёт чего сенсационно удалось обыграть сначала чемпиона страны, «Зенит-Казань», да ещё на его площадке, а затем в финале другой лучший российский клуб последних лет, московское «Динамо»? Всё-таки «Локо» не входил в число фаворитов турнира.

— Много факторов сложилось. Мы неудачно сыграли в плей-офф чемпионата России, не смогли пробиться в полуфинал. Было чуть больше времени на целенаправленную подготовку к Кубку. Другие команды, наверное, потратили больше сил в медальных разборках. Ну а у нас был полный порядок с энергией и мотивацией, хотелось реваншироваться в глазах болельщиков. Да и в собственных глазах — тоже. Нужно было показать свой уровень, который не получилось показать в решающих матчах чемпионата России.

Очень хорошо в Казани сыграли наши дагестанцы. Здорово провели «Финал шести» Марко Ивович, Игорь Кобзарь. Да все ребята молодцы! Почти все они показали гораздо больше, чем от них ожидали.

— Какие цели в предстоящем сезоне у «Локомотива» и у тебя лично?

— Пока не было встречи с руководством, официальных задач нам не ставили. Но ясно, что, как всегда, нужно бороться за медали чемпионата России. И постараться сохранить Кубок у себя. Команда у нас в предстоящем сезоне амбициозная и интересная.

Что касается лично меня — хочется прогрессировать. Прошлый сезон у меня сложился неоднозначно. В первой его половине я играл мало. Во второй — много, но всё равно при этом не показывал всего, что могу. Действовал на среднем уровне своих возможностей. В «Финале шести» Кубка России первую игру провалил, потом помогал только на подаче. В общем, хочется играть, хочется приносить максимум пользы команде.

Беседовал: Владимир Можайцев

Фото: официальный сайт ВК «Локомотив» 

Читайте также: