«Почему бы не получить гражданство РФ. Может, смогу играть за сборную России». Большое интервью полузащитника «Динамо» Бителло
О России, Бразилии и футболе — с любовью.
Бителло — один из самых ярких легионеров РПЛ. В прошлом сезоне бразилец выбил 17 результативных действий (3+14) по системе «гол+пас» и стал лучшим ассистентом лиги. В чемпионате России-2025/26 полузащитник пока не блещет: ноль голов и два ассиста в шести матчах. Правда, проблемы испытывает всё «Динамо», которое никак не может найти игру после летней перестройки. Как итог — восемь очков за семь туров и десятое место в таблице.
В интервью корреспонденту Legalbet Александру Быкову лидер московского клуба рассказал о неудачном старте сезона для бело-голубых, упущенном чемпионстве, требованиях и физической форме Карпина, сорвавшемся переходе в «Ботафого», жизни в России и возможном получении гражданства РФ.
Буду счастлив выглядеть, как Карпин, в свои 56 лет
— Как у тебя дела? Сильно переживаешь из-за не самого удачного старта сезона для «Динамо»? Или удаётся абстрагироваться?
— Сейчас действительно не самый лучший период для «Динамо». Мы ждали большего, хотели набрать больше очков. Поэтому хорошим начало этого сезона точно не назовёшь. В последних матчах мы играем лучше и всё больше понимаем, чего от нас хочет тренер на поле. Нам остаётся только работать и улучшать игру. Уверен, что дальше у «Динамо» будет всё хорошо.
— А в целом ты долго отходишь от поражений, неудачных серий? Или получается быстро оправиться и двигаться вперёд?
— Поражения — это всегда неприятно. Мы же тренируемся, чтобы побеждать и набирать очки. Но это часть футбола. Поражения всегда и у всех были, бывают и будут. Просто такие моменты нужно вовремя исправлять. Много думать о неудачах не стоит. Это не приведёт ни к чему хорошему.
— Часто вспоминаешь упущенное чемпионство в Краснодаре в сезоне-2023/24?
— Иногда, конечно, вспоминаю тот день. Это был действительно тяжёлый момент. Все в команде мечтали о чемпионстве. Я считаю, что мы провели отличный сезон, но обстоятельства сложились иначе. Мы проиграли немало матчей, в которых не должны были уступать. Были встречи, когда мы вели в счёте, но в конце упускали победу. Это сыграло не в нашу пользу. Но тот сезон остался в прошлом. Сейчас мы думаем о том, что нас ждёт впереди.
— Можно сказать, что эта история с упущенным чемпионством сделала «Динамо» сильнее?
— Думаю, да. Когда нам в следующий раз предоставится шанс, мы уже своего не упустим. Но трудно сказать, что будет дальше. Тем более «Динамо» очень сильно поменялось за последний год. Одни игроки ушли, другие пришли. Сейчас у нас уже другая команда. Самое главное — это хорошо тренироваться. Выполнять в матчах то, что мы отрабатываем на тренировках. И, конечно, показывать хороший футбол. Тогда у нас всё получится.
— Очень много говорят про новые требования Карпина в «Динамо», к которым футболистам нужно привыкать. Расскажи, чем подход Карпина принципиально отличается от подхода Лички и Гусева?
— Мне трудно сказать, есть ли какая-то большая разница в требованиях Карпина и предыдущих тренеров. Из действительно заметных изменений отмечу интенсивность. У Карпина она очень высокая не только в матчах, но и на тренировках. Поэтому сейчас команда гораздо лучше готова физически, чем раньше. Разница между Карпиным и Личкой, конечно, есть. Но они оба очень хорошие тренеры. У каждого свой характер и подход к работе. Марцел проделал отличную работу в «Динамо». А Валерий Георгиевич только начал. И я уверен, что улучшения как в игре, так и в результатах обязательно придут.
— Я слышал, что с приходом Карпина произошло много изменений в плане питания, рациона. Это так?
— В плане питания действительно произошли серьёзные изменения, если сравнивать с тем, что было раньше. Такой подход помогает, но в любом случае самое главное — что происходит на поле. Может же быть такое, что у тебя хороший рацион, но нет результатов. Все компоненты подготовки нужно совмещать. Ещё два сезона назад каждый игрок кушал, что хотел. Не было никакого жёсткого контроля за этим. Но при этом результаты мы показывали хорошие. Когда уровень футбола и чемпионата высокие, то и требования высокие. Поэтому правильное питание тоже по-своему помогает. Но всё-таки каждому по-разному.
— У тебя есть какая-нибудь слабость в плане еды? Сладкое? Выпечка?
— Скажу так: я могу съесть всё, что захочу, но в меру. Я контролирую своё питание. Какие-то булочки и сладкое я не убирал вовсе из своего рациона. При этом я хорошо слежу за своей физической формой. Поэтому у меня в карьере никогда не было серьёзных травм.
— Как оценишь физическую форму Карпина?
— О, я даже как-то пошутил с ним на этот счёт. Потому что мы видим некоторых игроков, которые завершают карьеру и, скажем так, немного расслабляются, теряют прежнюю форму. Несмотря на возраст, у Карпина потрясающее физическое состояние.
— На сколько лет, на твой взгляд, выглядит Карпин?
— О футболистах часто говорят, что у нас есть возраст, когда мы находимся на пике формы. Обычно это промежуток от 28 до 30 лет. Вот наш тренер сейчас как будто на пике формы. Я бы как раз сказал, что Карпин выглядит лет на 30, а не 56.
— Ты бы хотел так же выглядеть в свои 56 лет?
— Возможно, у меня получится быть в такой же крутой физической форме, если я продолжу следить за собой. Хотя добиться этого будет сложно. Но я буду счастлив выглядеть, как Карпин, в свои 56 лет! Однако отмечу, что у меня в целом нет никаких проблем с лишним весом. Если нужно, я всегда могу очень быстро скинуть все ненужные килограммы. Но повторюсь, будет отлично, если у меня будет такая же форма, как у Карпина, в таком возрасте. Хотя я не планирую каждый день тренироваться после завершения карьеры! Думаю, так часто ходить в зал я точно не буду.
— Ты уже сам сказал, что у «Динамо» сейчас, по сути, новая команда, очень много изменений произошло за последние месяцы. Как считаешь, предыдущая сборка «Динамо» выжала из себя максимум и перемены уже были необходимы?
— Мы и правда потеряли очень много важных игроков: Бальбуэна, Карраскаль, Даса, Лаксальт. Это футболисты, которые в предыдущих сезонах играли в основном составе. Они действительно сильно помогли «Динамо» на этом отрезке. Сейчас же пришло много новых ребят. Они все тоже очень качественные футболисты, которые будут играть важную роль в клубе. Но мы сейчас только в самом начале пути. Мы пока ещё не совсем сыгрались, не совсем хорошо знаем и понимаем друг друга на поле. Нам всем нужно какое-то время для адаптации. Как игрокам между собой, так и между футболистами и тренером. Поэтому всем нужно немного запастись терпением.
Фото: официальный сайт Динамо
Предложение от «Ботафого» было хорошим, но сейчас я счастлив в «Динамо»
— Не могу не спросить про январскую ситуацию с опозданием на сборы и возможным трансфером в «Ботафого». Расскажи со своей стороны, как это было? Чего ты хотел?
— Думаю, по этой теме уже многое было сказано. Больше тут добавить нечего. Я счастлив в «Динамо». Действительно, в «Динамо» поступило предложение от «Ботафого», оно было хорошим для меня. Но в итоге клубы не договорились, не было принято итогового решения, поэтому я остался. Я рад, что остался. Сейчас я счастлив в «Динамо».
— Несмотря на тяжёлую зиму, ты всё равно продолжил здорово играть за «Динамо» в весенней части чемпионата, стал лучшим ассистентом прошлого сезона. Чувствуешь ли ты себя лидером команды?
— На самом деле в «Динамо» много лидеров. У нас в составе ещё есть опытные игроки, не считая меня. Мне сейчас 25 лет, я много пожил в Бразилии и в России. Поэтому в какой-то степени я уже тоже опытный футболист. К тому же я стал хорошо понимать российский футбол, здешний менталитет. Поэтому мне проще помогать партнёрам по команде. Например, к нам недавно приехал Рубенс. Он только адаптируется, только начинает понимать, где оказался. Я с ним поговорил, сказал, что чемпионат России сильно отличается от Бразилии: здесь нужно больше бегать, темп тут гораздо выше, но при этом не так много команд, которые любят владеть мячом. В Бразилии всё совсем по-другому. Там более спокойный темп игры, все любят повозиться с мячом, много позиционных атак. Я дал ему понять, что здесь и как. Поэтому с этой стороны я могу сказать, что я в какой-то степени тоже лидер команды не только на поле, но и за его пределами. Я понимаю, что от меня многое зависит, потому что играю в полузащите. Я должен помогать команде не только в атаке, но и в обороне. Знаю, что от меня многое зависит, но я чувствую себя комфортно в этой роли.
— В одном из матчей на предсезонке ты вышел с капитанской повязкой. Это много для тебя значит?
— Да, я был капитаном. Насколько помню, в этой игре я был самым опытным на поле. Тогда сыграло много молодых ребят, воспитанников. Это часть моей работы. Думаю, тренер видел, как я тренировался, поэтому и доверил эту роль. Но я понимаю, что наш капитан и лидер — Фомин. Однако не только он должен помогать команде. Все опытные футболисты должны проявлять лидерские качества, тогда в конце сезона всё будет хорошо.
— Читал твоё самое первое интервью в «Динамо», где ты рассказал, как тебя начали называть Бителло — что это часть какого-то рекламного слогана: «Как насчёт Бителло?». Ты помнишь, какой товар рекламировали?
— Это не было связано ни с каким продуктом.
— А что это было?
— Просто в школьные годы кто-то начал постоянно называть меня Бителло. Сначала мне это не понравилось. Но все продолжали: «Бителло, Бителло». Когда я уже стал футболистом, никто никогда не называл меня Жоао Паоло. Все звали меня Бителло. Так это прозвище и осталось со мной.
— Родители и родственники тебя тоже называют Бителло?
— В семье меня называют Жота Пе или Жоао Паоло. Но все друзья называют меня Бите, Бителло или Кинги — так называется моя команда в Бразилии.
— Получается, родителям не нравится прозвище Бителло?
— Они нормально к нему относятся, но вообще меня так не называют.
— Твои родственники живут с тобой в России? Или в Бразилии?
— Они живут в Бразилии. Но в этом месяце впервые приехали в Россию, посмотреть, как я живу. Я очень хотел им показать, каково мне здесь.
— И как им в России?
— Очень понравилось! Только хорошие впечатления от страны.
— Раз семья лишь недавно впервые приехала к тебе, наверное, тяжело без родственников большую часть года?
— Я к этому привык. С самого детства я проводил много времени далеко от семьи. Даже когда играл за «Гремио» в Бразилии, мы много путешествовали по стране, было много матчей, поэтому я тоже мало времени проводил с семьёй. Для меня это никогда не было большой проблемой. Безусловно, я скучаю по родителям и друзьям. Но я профессиональный футболист. У меня есть хорошая мотивация быть здесь. Всё, что я делаю, это для моих родителей.
— Не предлагал им переехать в Россию?
— Думал об этом. Но у меня в Бразилии есть бабушка, за которой смотрит моя мама. Брат тоже живёт с ними, помогает. Мне кажется, переезд в Россию был бы для них очень сложным.
Фото: официальный сайт Динамо
Чувствую себя в России, как дома
— А ты сам уже полностью адаптировался к жизни в России? Или сталкиваешься до сих пор с какими-то трудностями?
— Я уже полностью привык к жизни здесь. Даже климат уже не кажется мне какой-то большой проблемой! У меня всё хорошо. Можно сказать, что чувствую себя в России, как дома.
— Твои ожидания от России до переезда сюда и реальность, с которой ты столкнулся, совпали? Или какие-то вещи сильно поразили?
— В целом всё совпало, да. У меня не было никаких стереотипов о России. Перед переходом я пообщался со своими друзьями и знакомыми, которые играли здесь. Поэтому у меня было нормальное представление о стране и чемпионате. Я вообще не сожалею о решении перейти в чемпионат России.
— Видел интервью Артура Гомеса, который рассказал, что ты так разрекламировал ему «Динамо», Россию, Москву, что он только поэтому согласился на переход. Что ты ему наговорил? Как убедил?
— Ха-ха, да. Я сказал ему, что Москва — очень хороший город, что здесь нет никаких опасностей. Можно отлично жить, проводить время и играть в футбол. И ещё рассказал ему про РПЛ, что здесь есть много хороших клубов. Чемпионат очень конкурентный. Единственное, я сказал ему, что есть некоторые сложности, из-за которых российские клубы не могут играть в еврокубках. Но страшного ничего в этом нет. Про «Динамо» же я рассказал, что это отличный клуб, с очень хорошей структурой. И что у нас подбирается крутая команда, которая будет бороться за высокие места.
— А как у тебя дела с русским языком? Всё-таки ты уже третий сезон в России. Учишь? Пытался учить?
— Русский — очень сложный язык. Чтобы его выучить, нужно много времени и сил. И, честно говоря, я не из тех, кто любит учиться, читать и заниматься чем-то таким. Есть вещи и слова, которые я понимаю на русском. Поэтому я не стану говорить, что в моих планах есть выучить русский язык на 100%, давать на нём интервью и так далее. Самое главное для меня — это понимать моих партнёров и то, что происходит на поле. Всё-таки футбольный язык один у всех. Если мы на поле понимаем друг друга, то это здорово.
— Некоторые иностранцы в РПЛ открыто говорят, что не против получить российское гражданство, особенно в контексте новостей об ужесточении лимита. Ты когда-нибудь думал об этом?
— Да, я уже думал об этом. У меня есть неплохие качества, я хороший футболист, который ещё может думать о вызове в сборную Бразилии. Я правда мечтаю об этом. Но в сборной Бразилии очень высокая конкуренция, там играют одни из сильнейших футболистов мира. Поэтому я понимаю, что попасть в сборную Бразилии мне будет сложно. В вопросе получения российского гражданства не всё зависит от меня. Нужно посмотреть, как всё будет, сколько времени я здесь проживу. Если такая возможность появится, то я обсужу это со своей семьей. Поэтому если всё будет хорошо и я продолжу чувствовать себя здесь комфортно, то почему бы и не получить гражданство РФ? Может быть, я даже смогу играть за сборную России.
— И ещё один момент, ты играл в «Гремио» с Луисом Суаресом. Расскажи об этом. Может быть, поддерживаете с ним общение до сих пор?
— Это просто великолепный игрок. Тут даже спорить не о чем. Он очень сильно мне помог как в футбольном плане, так и в человеческом. Он помог мне по-новому смотреть на футбол и понимать его. Как я должен принимать решения на поле, как открываться — во всех этих вопросах и не только он мне сильно помогал. Но сейчас мы не поддерживаем с ним контакт. Луис играет в «Интер Майами». У него свой график, поэтому я не хочу напрягать его и мешать ему. Но повторюсь, Суарес — потрясающий человек, который сильно мне помог в своё время.
— Можешь назвать Тюкавина русским Суаресом? Косте по силам достичь его высот?
— У Тюки есть свои качества. И он всё-таки ещё достаточно молодой игрок. Поэтому сравнивать их очень сложно. Потому что в контексте мирового футбола Суарес — это величина. Он забил множество голов на самом высоком уровне. И продолжает это делать даже сейчас в своём уже солидном возрасте. Луис до сих пор делает великолепные вещи на поле. Его правда очень трудно сравнивать не только с кем-то из России, но и в целом с кем-либо в мире. Как я уже сказал, у Тюкавина есть свои сильные стороны. Кто знает, как у Кости сложится карьера.
Читайте также: