Александр Яременко: «Возможно, уже в следующем году российский волейбол полностью перейдёт на импортозамещение»

И ждём решения МОК по возвращению России на международную арену.

Генеральный секретарь ВФВ подвёл для Legalbet итоги предыдущего сезона и поделился планами на сезон предстоящий.

Бороться за возвращение России никто не будет

— «То, что мы сыграли против сербов с нашим флагом и гимном — невозможно переоценить». Такой заголовок был у моего летнего интервью с главным тренером мужской сборной России Константином Брянским. Насколько долгим и сложным оказался путь от идеи Кубка Первого канала до её реализации?

— Идея была обсуждена в конце прошлого года с сербской федерацией волейбола в Белграде на торжествах, посвящённых её столетнему юбилею. Там же пообщались с Зораном Гайичем Легендарный сербский тренер в своё время возглавлял сборную России, а также одинцовскую «Искру» и уфимский «Урал». который сейчас является министром спорта Сербии. Учитывая масштаб запланированного турнира, договориться удалось достаточно быстро. Конечно, этому помогли наши долгие дружеские, неформальные контакты с руководителями сербского спорта и волейбола. Пользуясь случаем, хочу ещё раз искренне их поблагодарить.

Да, к сожалению, так совпало, что Кубок Первого канала проходил не в оптимальной обстановке — из-за политических осложнений в Белграде. Если бы не эти митинги, болельщиков на трибунах было бы гораздо больше. Но в любом случае провести международный турнир хорошего уровня под российским флагом, с российским гимном — это было очень важной и нужной задачей. И, благодаря в том числе нашим сербским коллегам, с ней удалось успешно справиться.

— Как вам атмосфера на матчах в Белграде?

— Она была и дружелюбной — и одновременно по-хорошему спортивной. То есть нельзя сказать, что это была обстановка каких-то контрольных матчей. Сербские болельщики шумно и громко приветствовали каждое набранное их командами очко. Но при этом, конечно, с уважением относились к российским сборным. Ну и просто приятно всем было видеть красивый волейбол высокого уровня! Повторюсь, очень жаль, что матчи по времени совпали с волнениями в Белграде. Болельщиков могло быть в разы больше.

— А что скажете о сотрудничестве с китайской федерацией волейбола?

— Это в большей степени надо спрашивать у главного тренера мужской сборной Константина Брянского…

— Спрашивал. Ему очень понравилось, как были организованы сборы в Китае. По его оценке — 10 из 10.

— Первый диалог возник на уровне главных тренеров сборных России и Китая, затем к нему подключились федерации. Для нас сотрудничество с китайскими коллегами — очень важная история. Любая приоткрытая дверь для международного общения — это сейчас важно. Спортсменам необходимо получать международный опыт. Нам всем надо понимать, где мы находимся сейчас и куда нужно двигаться, чтобы не отстать от ведущих волейбольных стран. Чтобы, если — правильнее сказать не «если», а «когда» — мы вернёмся на мировую арену, быть готовыми сразу решать серьёзные задачи.

Взаимодействие с китайской федерацией получилось достаточно спонтанным, но от того не менее нужным. Проект был реализован в полной мере в короткие сроки и стал полезным для всех сторон.

— В воскресенье на финале чемпионата России по пляжному волейболу мы долго общались с главным тренером нашей сборной по этому виду спорта Вячеславом Ниркой и одним из лучших пляжников мира Вячеславом Красильниковым. Одна из тем, которую обсуждали, — отношение к нам соперников. По его словам, в лицо почти все выражают сочувствие и говорят, что ждут скорейшего возвращения России на международную арену. Но при этом некоторые всё-таки радуются устранению сильного конкурента. А как обстоят дела в классическом волейболе? Какой тип отношения к России и российскому волейболу превалирует?

— Есть два типа общения: на уровне спортивных кадров и на уровне сотрудников федераций. Что касается первых — почти ни у кого нет сомнений в том, что спорт должен быть вне политики. И что волейбол теряет, когда из него уходит любая сильная составляющая. Ну, кроме тех стран, которые на уровне политической верхушки постоянно декларируют свою русофобскую позицию. Это Украина, Польша, Литва, Латвия и Эстония. В этих странах в принципе сейчас невозможно на любом, даже спортивном уровне какое-либо позитивное высказывание в пользу России. А спортсмены из всех остальных стран не раз публично заявляли, что они жалеют об отсутствии России на международных соревнованиях. Насколько искренни эти высказывания — сложно сказать, каждому в душу не залезешь. Россия в любом виде волейбольной программы — будь то соревнования сборных любых возрастов, клубов или пляжных волейболистов — претендует на медали.

Если говорить о позиции руководителей и сотрудников федераций — все тоже поддерживают Россию. Но при этом говорят, что они несвободны в своём выборе, что им нужно распоряжение Международной федерации волейбола. А Международная федерация волейбола кивает на Международный олимпийский комитет. Так что, пока не будет отмашки от МОК — вся эта поддержка останется на уровне разговоров. Бороться за возвращение России никто не будет. Никто не готов набивать себе шишки.

— В этому году российские пловцы и борцы уже приняли участие в чемпионатах мира. В волейболе есть какая-то позитивная динамика, есть движение вдоль вектора на возвращение России?

— В индивидуальных видах спорта вернуться гораздо проще, чем в командных. Игровые виды — объективно самая сложная история. Начиная с регламента. Банально, чтобы принять участие в чемпионате мира или Олимпиаде, надо сначала туда отобраться через непростое сито квалификации. То есть просто так путёвку России дать никто не может — значит, надо убрать какую-то другую страну. Нужна разработка непростого механизма. В общем, исключить из игровых видов спорта какую-то страну — просто. А вернуть её — гораздо сложнее.

За будущее нашего волейбола можно не волноваться

— Вопрос на относительно далёкую перспективу — но всё-таки. Когда российский волейбол вернётся на мировую арену, будет ли вскоре после этого ВФВ рассматривать вопрос о проведении в нашей стране крупных турниров?

— Конечно. Тот факт, что в России не состоялся волейбольный чемпионат мира, оставил очень большую горечь. Так что, безусловно, будем работать в этом направлении. У нашей страны есть всё для проведения волейбольных форумов любого масштаба.

— Волейбольные сборные России — это узнаваемый и ассоциирующийся с победами бренд. Насколько усложнились сейчас переговоры с партнёрами и спонсорами? Понятно, что когда на груди команды, которая играет в финале Олимпиады или чемпионата мира, рядом с российским триколором может располагаться логотип спонсора — строить диалог гораздо проще…

— Разумеется. В этой связи хочу выразить большую благодарность всем спонсорам и партнёрам ВФВ. Никто не отвернулся, все продолжают сотрудничество. Конечно, нынешняя геополитическая ситуация всё усложняет. Не хочу жаловаться, но трудности есть. В любом случае сейчас непростые времена у всех, не только у нас.

— Очень много у нас в стране на всех уровнях говорится о необходимости импортозамещения. Но, к сожалению, российские автомобили по-прежнему гораздо хуже не только европейских и японских, но даже китайских. И во многих других отраслях ситуация обстоит так же. Можно сказать, что сотрудничество с Volar — как раз таки успешный пример импортозамещения?

— Наш партнёр «Матчбол», который выпускает линейку Volar и делает линейку одежды для сборных команд, нас полностью устраивает. Учитывая короткие сроки и особенности сложных технических заданий, результат получился очень высокого уровня. Сегодня я уже с уверенностью могу сказать, что в лице линейки Volar мы имеем продукцию мирового уровня. 

Была задача разработать мяч, который бы почти не отличался по своим характеристикам и тактильным ощущениям от мячей Mikasa, которыми весь мир играет последние несколько десятилетий. И эта задача успешно реализована. Это подтверждается и профессиональными экспертизами, и впечатлениями самих игроков. То же самое можно сказать и об экипировке национальных команд. Все спортсмены довольны, многие отмечают высокое качество формы, тренировочных костюмов и всего остального. Так что сотрудничеством с «Матчболом» федерация полностью удовлетворена.

Мы ведём очень большую работу по импортозамещению всех прочих волейбольных позиций. Волейбольные стойки, сетки — все разработки уже сделаны, ТЗ готово, ведётся работа по поиску надёжного производителя.

Разрабатываются российские аналоги волейбольного программного обеспечения: электронный протокол, онлайн-статистика. Изначально эти наработки мы тестировали в пляжном волейболе — и сейчас внедряем в классический. Самая сложное из всего, что нам осталось сделать в этом направлении, — создать программу для видеочелленджей. Темпы всех этих работ нас устраивают. Возможно, уже в следующем году мы сможем полностью закрыть вопрос с импортозамещением.

— Институт молодёжных и юношеских сборных продолжает успешно функционировать. Как тренерам этих команд находить мотивацию для молодых спортсменов, раз они не принимают участия в мировых и европейских чемпионатах?

— Ну, с мотивацией у юных волейболистов проблем нет. Все прекрасно понимают, что в современной России волейболист высокого уровня — это успешный, материально обеспеченный человек. И в последние годы количество детей в спортшколах и волейбольных секциях серьёзно увеличилось.

Естественно, мы понимаем, что для прогресса ребятам нужен международный опыт. Поэтому используем любые возможности. Да и в принципе для любого юного волейболиста попасть на сборы национальной команды по своему возрасту — это колоссальная мотивация и возможность для роста и прогресса. Ребята это прекрасно понимают. Так что за будущее нашего волейбола можно не волноваться, подрастают новые талантливые поколения. Всем вместе, всем волейбольным сообществом это будущее будет обеспечено.

Важно и то, что профессиональные клубы тоже уделяют этому вопросу большое внимание. В клубных пирамидах созданы отличные условия.

Мы должны сделать так, чтобы сезон длился 10 месяцев

— В минувшем сезоне победитель Кубка России определялся уже после завершения чемпионата России. В чём плюсы и минусы этой практики?

— По одному сезону трудно судить о плюсах и минусах. Логика очень простая. Раньше наши ведущие клубы в середине мая играли в решающих матчах Лиги чемпионов. То есть для лучших игроков страны вполне привычна ситуация, когда после завершения национального первенства надо ещё три-четыре недели сохранять свои оптимальные боевые кондиции.

Так что каких-то минусов в нынешних сроках определения победителя Кубка я не вижу. Сейчас нет еврокубков, поэтому мы должны сделать так, чтобы сезон длился 10 месяцев. Это — та продолжительность соревновательного сезона, которая необходима, чтобы наш волейбол не стагнировал. Для этого мы создаём также и другие важные соревнования — Кубок Легенд, Кубок Победы. 

Ну а Кубок России — это исторически очень престижный и значимый турнир, отличная мотивация для игроков и клубов. В сезоне-2025/26 обладатель Кубка также определится в мае. Не вижу ничего страшного в этих сроках. Казанский «Финал шести» получился очень интересным не только с точки зрения спортивной составляющей, но и по маркетингу, по интересу болельщиков и СМИ.

— Раз уж речь зашла о СМИ — как оцените работу по созданию телеканала «Волейбол»? Получилось всё, что было задумано?

— Идея создания такого телеканала родилась достаточно давно. Понятно, что любому виду спорта хочется быть максимально освещённым, иметь большую аудиторию. Ситуация, когда из всего многообразия волейбольных матчей высочайшего уровня на федеральных и тематических каналах в неделю транслировался всего один или два, была и неправильной, и даже обидной. Поэтому создание своего ресурса выглядело логичным шагом. Телеканал «Волейбол» стал отличным и популярным средством массовой информации, он входит в пакеты Okko, «Кинопоиска», «Триколор», «НТВ+» и многих других популярных и массовых сервисов.

В нашем волейболе есть на что посмотреть, красивых и зрелищных игр очень много. Но, помимо прямых эфиров, на телеканале много другого волейбольного контента. Тематические программы, обучающая информация, архивные материалы. Так что будем и дальше всесторонне развивать этот проект — интересных идей очень много. 

Собственно, телеканал «Волейбол» — это ещё один продукт из линейки российского волейбольного импортозамещения. На volley.ru нам удалось создать высокотехнологичную платформу, которая может поддерживать колоссальный объём контента. Сейчас мы транслируем практически все соревнования, которые проходят под эгидой ВФВ, в том числе детские и ветеранские. Насколько я помню, в течение суток на volley.ru было около 170 стримов, а одновременно — 30. 

— С точки зрения игрока в прошлом и волейбольного руководителя в настоящем — какие новые тенденции выявил текущий чемпионат мира? Откуда такое гигантское количество сенсаций?

— Рост среднего уровня команд — это тенденция не только текущего чемпионата мира. Её можно видеть на всех крупнейших соревнованиях в течение последнего десятилетия.

Создание доминирующей мужской сборной, которая несколько лет подряд будет собирать все трофеи, в современных условиях невозможно. Сейчас все волейбольные страны обладают современными технологиями, методиками и спортсменами нужной антропометрии, чтобы быть конкурентными. Нужно только правильно и профессионально организовать процесс подготовки сборной — и все волейбольные процессы внутри страны.

Сейчас опытные зарубежные тренеры работают во многих национальных командах, делятся своим опытом. С учётом развития технологий и открытости информации тёмных пятен в волейболе почти нет. Все всё знают и всё умеют. Побеждает тот, кто лучше подготовился и на пике формы подошёл даже не к конкретному турниру, а к конкретному решающему матчу. Явных фаворитов больше нет. Да, нам всё ещё кажется, что сейчас на первенстве планеты много сенсаций — но в этих сенсациях есть закономерность. За каждым относительно неожиданным результатом стоит долгая и кропотливая работа.

— Какие главные и приоритетные задачи стоят перед ВФВ на следующий сезон?

— Первая — завершить процесс импортозамещения, сделать наш волейбол полностью автономным и независимым. Не должно, например, быть ситуаций, когда мы зависим от отключения серверов в другой стране.

Вторая — провести детальный и профессиональный анализ, как у нас обстоит ситуация со спортивным ростом наших ведущих игроков. 

Третья — продолжать развивать маркетинговую составляющую и популяризировать волейбол, увеличивать его присутствие в медийном поле. В том числе — с помощью наших относительно новых ресурсов, таких как телеканал «Волейбол».

Ещё одно очень важное направление — работа по возвращению в мировое волейбольное сообщество. В ноябре состоится конгресс ЕКВ. Будем работать над тем, чтобы — пока наши спортсмены ещё лишены возможности играть, — хотя бы наши волейбольные специалисты и функционеры смогли вернуться к работе по организации европейского и мирового волейбола. И, таким образом, в том числе могли бы ускорить процесс возвращения спортивной России на международную арену.

Беседовал: Владимир Можайцев

Фото: Lantyukhov Sergey/news.ru

Читайте также: