«Я променял детство на футбол». Интервью молодой звезды «Рубина» Ильи Рожкова

Казань, «Рубин», чикенпремьер, Роналду — в таком порядке.

Илья Рожков — воспитанник «Рубина», в основе казанской команды с 2023 года и уже стал основным игроком родного клуба. 20-летний универсальный защитник уже получал вызов в национальную сборную России, за которую пока не дебютировал, и попал на радары топ-клубов РПЛ. В сезоне-2024/25 Рожков провёл 31 матч в составе «Рубина» во всех турнирах, отличился тремя голами и одной результативной передачей.

В интервью корреспонденту Legalbet Александру Быкову молодой защитник казанцев рассказал об амбициях «Рубина», о силе Рахимова и Даку, тренировках с Хвичей, непростом детстве, «Слове пацана», борьбе с фастфудом и попытке сменить фамилию на Роналду.

Хочется показать себя на международном уровне

— Молодёжка впервые за долгое время сыграла в России, это многое значит для тебя?

— Конечно, в родных стенах всегда приятно играть. Наконец-то на трибунах свои болельщики. Только положительные эмоции от этой истории.

— В целом у молодёжки было много крутых и необычных выездов, какой больше всего запомнился?

— В Колумбию и Бразилию я не ездил, были травмы. Был в Китае и Вьетнаме из необычного. Попали тогда в ураган, как и национальная сборная. Но от таких поездок всегда только позитив. Полезно посмотреть, как мы выглядим сейчас на уровне других сборных. Плюс даже в условиях отстранения есть возможность посмотреть мир, другие страны. От такого всё равно получаешь определённый опыт.

— Думал когда-нибудь: как неудачно сложилось, что на твой век выпал этот период отстранения и что не можешь играть за сборную и клуб на международной арене?

— Тут я считаю: как должно быть, так и есть. Конечно, немного обидно. Хочется показать себя в официальных матчах, на международном уровне, но имеем, что имеем. Я для себя с оптимизмом смотрю на всю эту ситуацию. Уверен, что успею ещё поиграть на самом высоком уровне. Каждый футболист мечтает сыграть на Евро, чемпионате мира, в Лиге чемпионов. Поэтому думаю, что все, кто сейчас в молодёжной сборной находятся, ещё успеют своё урвать.

— Ты уже был одной ногой в национальной сборной, но потом всё-таки уехал играть за молодёжку. Как тебе в главной команде страны?

— Да, меня вызвали в основную команду, но потом уехал с молодёжкой в Узбекистан. Мне в национальной сборной всё понравилось: очень приятный коллектив и атмосфера. Но с Карпиным никак лично не общался. Просто провёл несколько тренировок, и всё.

Фото: официальный сайт «Рубина»

Даку не потеряется в «Барселоне»

— Как оценишь старт «Рубина» в сезоне-2025/26?

— Мне кажется, мы начали очень хорошо. Это заслуга всей команды. Мы отлично подготовились во время летних сборов. На мой взгляд, почти во всех играх очень здорово смотрелись. Бывают не самые удачные матчи, но без этого никак. Поражения тоже нужны, чтобы посмотреть на свои слабые стороны. И понимать, над чем дальше необходимо работать. Поэтому я только с хорошей стороны смотрю на старт этого сезона. Думаю, чемпионат для нас получится хорошим. Команда готова.

— Какие цели стоят на сезон?

— «Рубин» борется только за самые высокие места. Мы стараемся подняться как можно выше.

— Можно ли ещё вернуть времена 2008 и 2009 годов, когда «Рубин» два сезона подряд брал чемпионство?

— Конечно, это всё можно вернуть. Мы к этому и стремимся. Кстати говоря, хочу отметить, что на стадион стало приходить больше болельщиков «Рубина». Это очень здорово. И команда собралась действительно хорошая. Уже даже был период, что мы дома не проигрывали очень много матчей, внушительная серия была. Думаю, это что-то значит. В родных стенах, при своих болельщиках мы становимся большой единой семьёй, которой всё по плечу. Складывается так, что мы боремся друг за друга.

— Видел, что ты много раз говорил слова благодарности в адрес Рашида Рахимова. Расскажи, какой он тренер, человек. 

— Я вообще считаю, что Рашид Маматкулович — один из сильнейших тренеров в России. Он очень сильный тренер, психолог и мотиватор. К тому же Рахимов очень помогает молодым ребятам, много разговаривает один на один. У него к каждому футболисту личный подход. В этом его огромный плюс. Он не разделяет рабочие отношения и личные. Всегда может подойти и спросить, как дела? Дать какой-то житейский совет. Если у тебя есть какие-то сомнения в личных моментах, то можно спокойно подойти к Рашиду Маматкуловичу, и он поможет чем сможет.

— Ты уже сказал, что считаешь Рахимова одним из лучших тренеров в России, как думаешь, если Рашиду Маматкуловичу дали бы поработать в топ-клубе, смог бы он проявить себя? И я не говорю, что «Рубин» не топ-команда, тут больше речь о возможностях.

— Я считаю, что да. Он бы зажёг в РПЛ. Для Рашида Маматкуловича очень важна дисциплина. Ему нужно, чтобы каждый выкладывался на поле на все 100%. Тогда он может добиться самых высоких результатов.

— Этим летом много говорили о возможном уходе Даку: его трансфер в «Зенит» сорвался в последний момент. Ещё в числе заинтересованных в какой-то период был «Спартак». Рад, что Мирлинд остался в «Рубине»?

— Конечно, мы все обрадовались, что Даку остался с нами! Думаю, никто не будет спорить, что он один из лучших футболистов РПЛ и лучший нападающий чемпионата.

— Была тревога за то, что он может покинуть клуб? Когда появились новости, что он уже почти в Петербурге.

— Это было в период отпусков. Но, конечно, все видели эту информацию и думали, что и как дальше будет. Когда увидели, что с «Зенитом» у Мирлинда не срослось, то обрадовались.

— Богдан Йочич говорил, что Даку спокойно смог бы заиграть в хорошей команде из топ-5 лиг Европы, согласен с этим?

— Да! Если Даку взять, например, в «Барселону» вместо Левандовского, он там вообще не потеряется! Мирлинд — это игрок, который может подстроиться под любую лигу: Испания, Германия, Италия. Он правда футболист очень высокого уровня. Надеюсь, у него получится заиграть в Европе.

— Видел, что ты называл Даку одним из главных весельчаков в «Рубине», как это проявляется?

— Даку — очень открытый человек. Он не строит из себя звезду. К нему тоже всегда можно подойти и просто поговорить. В целом у нас в команде все игроки здорово ладят. Очень хороший контакт между всеми.

— Но всё-таки образ весельчака никак не вяжется с Даку. Обычно он выглядит очень сурово.

— Это только внешне. Так может показаться со стороны и на футбольном поле. За его пределами Мирлинд — очень весёлый и отзывчивый человек. 

— Понял, что ты следишь за новостями, стараешься быть в курсе событий. Как реагируешь на то, что в РПЛ снова начали приезжать дорогостоящие легионеры, игроки из топ-чемпионатов?

— Я воспитанник «Рубина». Поэтому знаю, через что проходят ребята из академии. Поэтому я бы давал больше доверия и шансов молодым игрокам. А по поводу того, что сейчас снова стали приходить иностранцы, которых за 20-30 миллионов покупают, скажу так: не ценники играют на поле, а характер и дух.

Фото: официальный сайт «Рубина»

Был интерес от «Динамо» и «Спартака»

— Ещё хотел спросить про Хвичу, ты же застал его в «Рубине»?

— Да, застал. Получается, мне тогда было 16 лет. Я вроде бы тогда только прилетел из Венгрии, играли там юношеской сборной. И меня взяли на неделю потренироваться с основой. А потом сразу же перевели в молодёжную команду. За эту неделю я как раз успел захватить тренировки с Хвичей. Там ещё, помимо него, были Уремович, Абильгор. В общем, все топовые футболисты. Но с Хвичей, да, было дело, тренировался. Он меня даже пару раз между ног проверил. Если брать того Хвичу, который был в РПЛ, и того, который сейчас играет за «ПСЖ» в финалах всех турниров, то можно сказать, что он очень сильно вырос.

— Тебя мотивирует пример Хвичи, что за пять лет можно дойти от уровня РПЛ до одной из лучших команд в мире и победы в Лиге чемпионов?

— Конечно, его пример мотивирует! Я понимаю, что тут всё зависит от того, как ты работаешь. Если постоянно трудишься, не даёшь себе поблажек, то всё возможно.

— «Очень часто перед теоретическими занятиями я на огромном планшете, на котором веду теорию, писал какой-то вопрос. Ну и раз написал вопрос: “У кого самый низкий IQ в команде?” И предложил варианты ответов. Дзагоев был в одном из вариантов ответа. Все заходят и голосуют. А я ставлю точечки. Когда зашёл Дзагоев и сказал: “А что такое IQ?” — он автоматически выиграл приз». Тебе знакома эта цитата? Знаешь её автора?

— Слуцкий. Помню этот момент. Меня на этой теории не было, но мне рассказывали. Это было в «Рубине» с Дзагоевым. И вроде бы на каком-то шоу он тоже это рассказывал. Леонид Викторович часто какие-то такие штуки делал. Я же тогда пришёл, когда команда была в ФНЛ. Тренировался я с основой, но играл в ЮФЛ-1. И когда Слуцкий ушёл, пришёл Юрий Анварович Уткульбаев, который стал больше доверять мне: на сборах больше шансов стал получать, почти в каждой игре выходил. Но в ФНЛ всё равно не удалось сыграть.

— Как понимаю, от работы со Слуцким у тебя смешанные впечатления?

— Я к нему отношусь нейтрально, но уважительно.

— Почитал твои комментарии, интервью, и сложилось впечатление, что ты большой патриот родного клуба и что в России хочешь играть только за «Рубин». Если куда-то соберёшься переходить, то в Европу. У меня верные ощущения? 

— Казань, «Рубин» — это правда моя любовь. Ради клуба я готов отдавать все силы. Но в Европе, конечно, хотелось бы поиграть. Надеюсь, сложится.

— Было много разговоров об интересе со стороны «Динамо» и «Спартака», до тебя эти предложения доходили?

— Да, доходили. Был предметный интерес от «Динамо». Агента у меня тогда не было, им был папа. Но предложение от «Динамо» было. А об интересе «Спартака» что-то слышал, но что произошло дальше, не знаю.

— Ты для себя каким видишь свой следующий шаг в карьере? Сначала перейти в какую-то из московских команд, «Зенит» или «Краснодар», а потом уже в Европу? Или сразу из «Рубина» за рубеж?

— Отвечу так: посмотрим, как будет, как сложится. Сейчас я игрок «Рубина». И я правда люблю этот клуб. Готов отдавать ради него все силы.

— Допускаешь, что можешь всю карьеру провести в «Рубине»?

— Вообще никак от этого не расстроюсь, спокойно отношусь к такому.

— Какой твой трансфер мечты в «Рубин»?

— Если можно помечтать и брать кого угодно, то назову Хвичу. Хотелось бы с Кварой поиграть на одном фланге.

— И про Илью Самошникова: многие считают его лучшим российским крайним защитником на сегодняшний день. Согласен?

— Мы с Ильёй тоже пересекались в «Рубине» при Слуцком. У нас с ним хорошие отношения. Это игрок высокого класса. Посмотрите, какая у него скорость, как жёстко он вступает в единоборства. Это те качества, которые и нужны защитнику. Когда я играл в ЮФЛ, была аналитическая программа Instat. Понятное дело, что уровень ЮФЛ и РПЛ сильно отличается. Но я всё равно сравнивал наши с Ильёй показатели, качества. И старался быть похожим на него.

— Получится у Самошникова зарекомендовать себя в «Спартаке»?

— Конечно, в Илюхе я вообще не сомневаюсь. Он игрок топ-уровня. «Спартаку» повезло с Самошниковым. Могу ему только пожелать удачи на новом месте.

Фото: официальный сайт «Рубина»

Футбол и родители спасли от пацанской школы

— Расскажи про своё детство, каким оно было?

— Родился я в Казани. Но потом родители решили переехать в маленький городок Зеленодольск. Это в 50 километрах от Казани. Когда мы переехали, мне вроде было два или три года. Поэтому детство до 12 лет у меня прошло именно там. А футболом я начал заниматься с шести. Но в целом у меня детства не было совсем. В девять лет меня пригласили в «Рубин». И родители каждый день, с понедельника по субботу, возили меня на тренировки в Казань. Воскресенье — единственный выходной, в который можно было провести время с семьей. Если вкратце, то расписание у меня было такое: школа, быстро домой, чтобы успеть пообедать, дорога до тренировки, потом в пять-шесть вечера назад домой, чтобы там делать уроки. Вот такой круговорот каждый день. По сути я променял детство на футбол. Мне папа всё время говорил: если хочешь стать профессионалом, то должен чем-то пожертвовать. Как раз своим детством и свободным временем ты жертвуешь. Когда все дети бегают по гаражам, балуются, в вoйнушку играют, ты едешь тренироваться. Но я и сам понимал, что нужно чем-то жертвовать.

— Это очень крутой тезис, который как будто объясняет людям, критикующим футболистов за высокие зарплаты, что не всё так просто досталось тем, кто сейчас профессионально занимается футболом.

— Скажу так: футболисты — это люди, которые, несмотря на травмы и тяжёлые жизненные периоды, всё равно проходят через это и двигаются дальше. Мы с самых ранних лет жертвуем своим здоровьем. Вот я футболом занимаюсь с шести лет. И у меня уже было достаточно неприятных травм. Поэтому не знаю, почему люди порой что-то такое говорят про зарплаты футболистов. Наверное, это диванные критики, которые завидуют и не хотят сами встать с дивана и чем-то заняться.

— Многие после сериала «Слово пацана» рассказывали о своём детстве в Казани. Тебе довелось проходить через эту пацанскую школу улицы?

— Нет, пацанская школа обошла меня стороной. Потому что с 12 лет я жил в академии «Рубина». А там воспитанием очень хорошо занимались. Как-никак там тоже были старшие ребята, которые, если что, сразу дадут знать, что и как. Поэтому академия реально воспитывает тебя человеком. Когда директором академии «Рубин» был Данильянц Иван Альбертович, то он говорил, что самое главное для нас — это воспитать в академии человека, а если получится ещё и футболист, то будет вообще прекрасно. Но самое главное — воспитать хорошего человека. Эта фраза очень правильная, потому что правда во всех жизненных ситуациях главное — оставаться человеком.  

— А сам сериал «Слово пацана» смотрел?

— Да, сериал топовый, мне понравился. Но время и события, которые там показывают, прошли мимо меня. Слышал, что кто-то негативно отнёсся к этому сериалу, но я нормально его воспринял. Эту историю Казани люди тоже должны знать, поэтому её и показали.

— Рад, что такая уличная культура прошла мимо тебя?

— Да! Футбол и родители спасли от такого. В Зеленодольске вся эта история всё равно чуть-чуть присутствовала. Но родители меня от улицы отвели. И с друзьями в детстве мне повезло. У нас были одинаковые цели, мечты. Но у каждого получился свой путь. Хорошо, что родители меня направили, куда нужно.

Фото: официальный сайт «Рубина»

— Наткнулся в соцсетях «Рубина» на одно видео, где ты с другими ребятами из команды в поезде покупаешь и ешь лапшу быстрого приготовления, часто таким балуешься?

— Ха-ха, кстати говоря, это был чуть ли не первый раз, когда мы командой куда-то ехали на поезде. А про лапшу — нет. Я сейчас вообще серьёзно взялся за своё питание. Полностью отказался от фастфуда и другой вредной пищи. Плюс занимаюсь с тренером по физподготовке, который даёт мне программу упражнений, питания, просто какие-то свои рекомендации. И я стараюсь к этому всему прислушиваться и привыкать. Понятное дело, что первое время было прям тяжело. Потому что раньше я всё-таки часто таким баловался.

— Что самое любимое было?

— «Макдоналдс».

— Чизбургер?

— Чикенпремьер!

— Хороший выбор! Почему так резко решил поменять отношение к себе, к питанию, к телу? Кто-то посоветовал?

— Нет, никто не советовал. Сам решил. Сам пришёл к этому. Понимаю, что это необходимо, чтобы дальше развиваться.

«Мам, пап, хочу поменять фамилию на Роналду»

— Слышал, что ты хотел поменять фамилию на Роналду. Это какой-то прикол или правда?

— Это чистая правда! Всё так и было. Я уже тогда занимался футболом. Было мне, наверное, лет семь. Вроде бы это был семейный ужин. Все собрались дома, кушаем. И вдруг заявляю родителям: «Мам, пап, я хочу поменять фамилию на Роналду».

— И какой была реакция родителей?

— Все сразу начали смеяться. А я серьёзно говорил! Это было взрослое и обдуманное решение семилетнего человека! Но родители были в шоке. Сейчас эту историю часто с улыбкой вспоминаем.

— Долго готовился к такому ответственному заявлению?

— Вообще нет. Мне просто в голову это пришло, и я сразу сказал. Хотел, чтобы в паспорте, когда вырасту, было: Илья Николаевич Роналду.

— И завершающий вопрос: твои главные футбольная и нефутбольная мечты?

— Футбольная — играть в Европе, в топ-5 европейских лиг. Больше всего мне нравится английский чемпионат. Из команд в АПЛ сильно импонирует «Манчестер Сити». А над нефутбольной нужно подумать… Потому что для меня всегда футбол был на первом месте. Никакого запасного варианта в жизни не было. Даже родители до девятого класса требовали с меня, чтобы хорошо учился, но потом, когда я уже пошёл в молодёжную команду, они меня отпустили и поняли, что обратной дороги тут нет. Из нефутбольных мечт назову: построить хорошую крепкую семью и хочу, чтобы родители всегда были здоровы.

Читайте также: