Адалят Мамедов: «У "Париматч" лучший киберспортивный продукт на рынке»

Степан Шульга крут.

Киберспорт — один из самых динамичных и любимых видов развлечений для тех, кто предпочитает быстрые ставки. С каждым годом его популярность в РФ растёт, но далеко не все букмекеры, по словам директора по киберспорту DDB FTW Worldwide Адалята Мамедова, понимают весь его потенциал.  

Адалят начинал карьеру в ROX Team, был главным менеджером в Winstrike Team и работал с такими брендами, как ESL, Riot Games, Logitech, Wargaming, McDonald’s и Volkswagen.

В киберспорте лежит огромное количество выручки

— Адалят, расскажите немного о себе. Как пришли в киберспорт? 

— Сколько себя помню, я всегда любил играть в League of Legends, даже выступал где-то на полупрофессиональном уровне. Поступив в МГУ, успешно стал представлять команду университета на соревнованиях от Riot Games, а потом мне пришло приглашение от Rox Team, где я впоследствии получил должность тренера и главного менеджера команды. Это было начало моей профессиональной карьеры. 

Дальше я ушёл с головой в рекламу, связанную с геймингом и киберспортом. Перед тем как попасть в Winstrike, где я отвечал за соревновательные успехи команды, успел поработать с такими брендами, как Lenovo, ФК «Динамо», поучаствовал в организации ивентов на «Игромире».

В Winstrike наши команды участвовали в таких соревнованиях, как The International, посетили несколько major-турниров по CS:GO и другим киберспортивным дисциплинам. Мы сделали крупнейший трансфер в истории киберспорта в СНГ, подписав Boombl4 в NAVI, и провели Blast Pro Series Moscow на «ВТБ-Арене». 

После Winstrike я некоторое время занимался консалтингом нескольких киберспортивных организаций в регионе, делал спецпроекты с локальным Nike, а с декабря 2020 года возглавил направление киберспорта в агентстве DDB FTW Worldwide. На текущий момент мы являемся первым креативным сетевым рекламным агентством, заявившим, что готово работать с геймингом. Среди наших клиентов как эндемичные бренды, так и нет, которым мы объясняем, почему у нас круто и для чего сюда нужно идти.

— Почему нужно идти в российский киберспорт? 

— Российский рынок киберспорта входит в мировую пятерку, несмотря на довольно консервативные предпочтения аудитории. О киберспорте у нас знают, его любят и о нём говорят. Например, по данным аналитической компании Newzoo, в 2018 году русский язык на Twitch стал вторым по популярности.

— Какие услуги вы оказываете букмекерам? 

— Пока мы очень аккуратно и неспешно начинаем работать с букмекерами в России, так как не все ещё пришли к пониманию сферы киберспорта и её потенциала. Хотя, по моему мнению, сейчас здесь сосредоточены большие финансовые возможности.

— Почему тогда у GGBET в 2020-м чуть ли не худшие финансовые показатели на рынке? 

— Причин может быть много. Сложно сказать, не зная ситуацию изнутри. Не последнюю роль, на мой взгляд, играет ограниченность линий и продвижения. Возможно, традиционные виды спорта дают на текущий момент бо́льшую выручку, и их киберспортивная специализация работает против собственных показателей по обороту. Что касается рекламы, я её пока встречаю только на футболках NAVI. Тем временем, проезжая на машине по улицам, вижу у многих БК ППС-ки, в интернете — рекламу других букмекеров. GGBet здесь также нет. 

Более подробно по линиям сказать не могу, но, судя по информации из различных источников, как средний чек, так и ретеншен на киберспорте не такие уж и плохие. Если вы классная компания, то почему бы вам не работать над узнаваемостью бренда, чтобы к вам пришли те люди, которые готовы будут ставить? То, что они готовы это делать, — совершенно очевидно. 

Просто зайдите в чат Twitch на любую трансляцию турнира по CS и посмотрите на эмоции и комментарии людей. По ощущениям, огромная доля из них сделали ставку на исход конкретного события. Размеры депозита там могут быть как 2 рубля, так и 2 миллиона. Эта штука работает. 

— Кто из букмекеров, на ваш взгляд, лучше всего сейчас понимает киберспорт как продукт?

— Разумеется, «Париматч». Это связано с тем, что у них изначально был на это упор. Вспомнить хотя бы их амбассадоров из числа звёзд киберспорта. Например, Zeus. 

Важную роль играет в этом и Степан Шульга, возглавляющий киберспортивное направление в компании. Он очень умный, крутой и компетентный человек с большим опытом в индустрии. Профессиональный подход проявляется не только в рамках непосредственной работы компании, но и в той же рекламе. Когда геймер смотрит её и не сомневается в её аутентичности.

Приведу в пример ролик «Париматч». В мире CS после каждого выигранного раунда игроки, сидящие рядом, дают друг другу кулачки. В этом ролике я узнаю голос, вижу знакомые образы, чувствую нативность. У других же в этом вопросе возникает, как сейчас модно говорить, «кринжовость». Поэтому здесь всё зависит от самой компании и от человека, занимающегося этим. Он должен понимать, как работать с такой аудиторией.

Ряд российских букмекеров думает о ставках на мобильные игры

— То, что CS и Dota являются самыми популярными дисциплинами, сомнений нет, а есть ли какие-то тайтлы, которые сейчас их смогут сместить?

— Если говорить о нашем регионе, то это Valorant. Он изначально позиционировался как конкурент CS, но на деле оказался немного другой игрой. Мне кажется, у него хорошие перспективы. Конечно, нельзя забывать о PUBG, League of Legends, Fortnite, Overwatch и многих других.

В мировых масштабах есть очевидный тренд на мобильные игры и киберспорт. В современном мире всё меньше хочется играть в игры, в которых очень высокий входной порог. Возможно, хардкорным геймерам это не очень нравится, но надо понимать, что мобилки — это удобно. Достаточно зайти и скачать игру на телефон, который всегда под рукой, нежели играть в классические тайтлы с более длинными игровыми сессиями, для которых, кстати, нужно иметь хороший ПК или игровую консоль.

— Реально ли представить в ближайшем будущем мобильные игры как часть букмекерского продукта, на который люди будут ставить? 

— Однозначно да. Например, в Индии все играют в PUBG-mobile, в Америке очень сильные обороты набирает Wild Rift, есть такие тайтлы, как Free Fire, Arena of Valor и так далее. 

Телефоны становятся мощнее, и поэтому адаптировать киберспортивные дисциплины под мобайл становится проще. В ближайшее время, скорее всего, так и будет.

Я не могу, конечно, озвучивать всё, но скажу, что даже ряд российских букмекеров думает о том, чтобы начать ставить линии на мобилки. Думаю, что в ближайшие несколько лет мобильный киберспорт будет составлять серьёзную конкуренцию классическому.

— Насчёт симуляторов. Есть мнение, что кибер-FIFA по охвату аудитории похожа на стрельбу из лука в классических видах. Согласны? 

— Согласен, и этому есть очень простое объяснение, которое лежит на поверхности. Футбол очень популярен по одной простой причине — его приятно смотреть. Футболисты выполняют свою работу красиво. Они могут обводить, наносить удары по воротам, вызывающие эмоции у зрителей, и при этом демонстрировать классное командное взаимодействие — это team play Командная игра. Для киберспорта оно является ключевым. Здесь аналогично — удовольствие должна приносить не только игра, но и само зрелище. 

FIFA — это почти всегда игра один на один. Это как стрельба из лука, шахматы, теннис. Эти дисциплины смотрят гораздо меньше людей, чем футбол. Те же шахматы не такие зрелищные при всей моей любви к ним. Поэтому FIFA — относительно нишевая штука. 

— Кибербокс идёт по тому же направлению?

— Да, но это моё сугубо личное мнение. Бума здесь я не вижу. Также я не могу себе представить, чтобы крупная киберспортивная организация подписала себе кибербоксёра. Если даже такое и произойдёт, то ажиотажа вне индустрии не вызовет. Киберфутболиcтов тоже покупают, но кто об этом знает? Поэтому в этом сегменте большого охвата я не ожидаю и буду крайне удивлён, если он появится.  

— Есть ли какие-то решения, если не брать только тайтлы, которые могли бы апгрейдить киберспортивный продукт? 

— Это всё зависит от самих разработчиков. Просто киберспорт сам достаточно сладкий продукт. Если брать CS, к которому мы постоянно возвращаемся, там очень часто бывают счета 12:3 — казалось бы, всё, половина игроков закончила, но в итоге 15:15 и дополнительное время. Или 2:13 команда проигрывала, поменялась сторонами и в результате выиграла со счётом 16:14. Киберспорт очень богат на неожиданные повороты и апсеты.

В Dota вы можете 30 минут проигрывать в пух и прах, но за счёт своего героя в какой-то момент ближе к концу перевернёте всю игру. И в CS, и в Dota есть много различных уникальных исходов, на которые можно поставить. Букмекеры, понимающие такие нюансы, эффективно пользуются этим. 

— Как надо относиться к ставкам? 

— У любой игры есть как светлые, так и тёмные стороны. Если говорить со стороны команды, то очень обидно получать гневные сообщения от людей, которые потеряли деньги, — неважно, о какой сумме идёт речь. Негатив возникает от того, что люди хотят быстро и прямо сейчас заработать. 

Я считаю, что к ставкам надо относиться спокойнее. Это как игра на бирже: если ты торгуешь, то должен использовать средства, которые не жалко потерять или отложить на долгий срок. Со ставками так же. 

Если сейчас у меня в кармане 10 тугриков, ставить девять из них на победу NAVI было бы опрометчиво. Беттинг должен быть фаном, приносить радость, а не сожаление. Особенно если мы говорим о зависимостях, а азарт — это точно зависимость.   


Беседовал: Сергей Гроо.

Читайте также: