Букмекерские линии рискуют сильно пострадать от нового законопроекта
Сегодня хочу подробнее поговорить о другом законопроекте, который находится на рассмотрении в Госдуме. Речь идет о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Как я уже отмечала ранее, этот законопроект оставляет много вопросов и может стать судьбоносным для всего букмекерского сектора России. В нем говорится об уточнении требований к букмекерским конторам и тотализаторам в части наличия банковской гарантии и проведения азартных игр.
Ещё с конца 2016 года идут общественные и кулуарные обсуждения законодательных инициатив, которые бы ограничили событийность в букмекерских линиях. Сейчас возможность выбирать события для пари демократична, и букмекерам разрешено предлагать пари на все, что прямо не запрещено: например, пари на Forex, результаты азартных игр, пари, которые зависят от действий игрока или букмекерской конторы, и т. д. согласно закрытому перечню «запретных» событий.
При этом велись разговоры о том, что нужен закон, который запретил бы принимать ставки на все, кроме спортивных и некоторых развлекательных событий. Эти разговоры выливались в различные законопроекты, которые так никуда и не двигались. И в итоге уже в феврале 2019 года правительство вносит в Госдуму соответствующий проект закона.
В варианте, в котором он был внесен в первом чтении, разрешены заключение пари на спортивные события, организованные российскими и иностранными спортивными организациями, профессиональными лигами и спортивными федерациями, скачки лошадей на ипподромах, зрелищно-развлекательные ТВ-шоу, транслируемые по телеканалам в прямом эфире, а также итоги иностранных голосований.
Такая формулировка четко указывает, что если организатором спортивного мероприятия выступает не федерация и не лига, то оно уже не подходит под формулировку проекта. Это достаточно сильно ограничивает событийность по сравнению с той, которую мы имеем сейчас.
Что касается игры компьютера с компьютером, то на сегодняшний момент и так существует спор относительно того, могут ли букмекеры использовать для пари события, не являющиеся «другой азартной игрой», но созданные посредством ГСЧ, или нет. Например, сейчас можно заключать пари на исходы результатов всероссийских государственных лотерей, а «результаты проведения лотерей» – это события, исход которых создается посредством ГСЧ. Но, конечно, большинство склоняется к тому, что на игру компьютера с компьютером нельзя. Кроме того, и событийность в «живом» спорте может серьезно пострадать.
Сам законопроект был внесен в Думу в феврале 2019 года, затем его рассмотрение поставили на май. Если поднять стенограмму рассмотрения, то в момент принятия в первом чтении депутаты уже заявляли, что ко второму необходимо будет учесть поручения президента. Так что ко второму чтению в данный законопроект должны вноситься существенные изменения.
Что же имелось в виду: 30 апреля 2019 г. опубликованы поручения президента. Всего их 46, из них лишь некоторые касаются азартных игр:
- Разделить лицензии на букмекерские и для тотализаторов.
- Предусмотреть, что от любых букмекерских пари на российский и иностранный спорт букмекеры должны платить отчисления в российский спорт. А от пари на разрешенные зрелищно-развлекательные мероприятия – на развитие российского массового спорта.
- Ограничить событийность для букмекеров только спортивными соревнованиями и зрелищно-развлекательными мероприятиями, прописав критерии для последних. Для тотализаторов – забегами лошадей на ипподромах.
- Аннулировать лицензии букмекеров, если те не использовались в предпринимательской деятельности 6 месяцев подряд или если не полностью уплачены целевые отчисления на спорт.
Все это необходимо было внести до декабря 2019 года. В итоге законопроект был принят в первом чтении с упоминанием, что есть поручения президента, которые в нем не учтены, поэтому ко второму чтению будут правки. Дальше пошла работа по подготовке правок, которых до сих пор нет, они не опубликованы. Потом законопроект был поставлен в график на апрель 2020 года, но случилась пандемия, и Думе было явно не до игорного бизнеса. Сейчас есть информация, что рассмотрение этого законопроекта может пройти в текущем июле.
Однако до сих пор никакого проекта правок ко второму чтению нет. И это большая интрига. Потому что как российское, так и иностранное спортивное событие может быть организовано не тем субъектом, который прописан в законопроекте.
Понятно, что если такие перегибы будут допущены, то они, скорее всего, будут как-то отрегулированы, но все равно, хоть пока рано делать какие-то выводы, линии действительно могут серьезно пострадать.
Сейчас игорный рынок обсуждает, что законопроект может быть принят до конца 2020 года, но заявлений о том, что необходимо вносить какие-то изменения, было уже много, и пока они так и остались заявлениями.
Есть ли в этом законе хоть что-то полезное для букмекеров?
Ну и запретить пари на неспортивные события, возможно, ограничив событийность только официальным спортом, чтобы лучше контролировать сектор и денежные отчисления.
Подытоживая, могу сделать вывод: вся глобальность и судьбоносность этого законопроекта заключается в том, что от появления нескольких слов в формулировках может пострадать налаженная работа легальных российских букмекерских контор, т.к. ограниченная событийность российского легального букмекерского продукта (например, ограниченная только событиями официального спорта) может стать менее конкурентно привлекательной у конечного потребителя, делающего ставки.