Дорогой перемен: к чему приведут поправки в гемблинговых законах?
Сразу в нескольких странах идут дебаты по поводу азартных игр.
Бразилия
В деле легализации гемблинга в стране перед самым концом года всё-таки произошли подвижки. Палата депутатов одобрила подход, по которому законопроект будет рассматриваться как особо срочный. А это значит, что голосование по нему можно будет провести без дополнительных обсуждений в разных комитетах. За это проголосовало 293 депутата, в то время как против было 138 при 11 воздержавшихся.
Решение было принято благодаря главе палаты депутатов Артуру Лире, который сам провёл переговоры с лидерами различных политических партий. Он сообщил, что дебаты по поводу законопроекта в палате депутатов пройдут в феврале 2022 года. Перед этим законодатели смогут внести изменения в текст проекта при необходимости. В целом ситуация остаётся прежней: главной проблемой является позиция религиозной части сенаторов, которая настроена против легализации азартных игр.
Комментарий Ивана Курочкина
Возможная легализация азартных игр в Бразилии была бы поистине значительным событием. Причина в том, что все виды азартных игр в Бразилии запрещены с 1946 года.
Логично предположить, что по этой причине Бразилия недополучает большую прибыль, в том числе в виде налоговых отчислений. По данным бразильских властей, потенциальные ежегодные убытки из-за нерегулируемого рынка онлайн-гемблинга составляют 9,3 миллиарда долларов.
Легализация азартных игр принесла бы значительные выгоды, а именно:
-
увеличение потока туристов;
-
появление крупных международных брендов, деятельность которых могла бы оказать положительный эффект на экономику Бразилии;
-
большое количество новых рабочих мест для граждан.
Финляндия
Парламент страны в первом чтении одобрил так называемый Лотерейный акт. В соответствии с ним офшорные операторы будут контролироваться ещё жёстче, а вот местный монополист в сфере азартных игр Veikkaus получит дополнительные гарантии защитных мер. Реформы подразумевают блокировку банковских платежей в адрес каких-либо других операторов, кроме Veikkaus.
Также обязательной для всех форм азартных игр станет процедура верификации. Раньше это правило распространялось только на игровые слоты. Ввести его повсеместно планируется не позже 2024 года. Изменится и регулирование маркетинговых акций. Так, реклама игр, которые считаются наиболее опасными в плане лудомании (например, игровые слоты), будет полностью запрещена. Закон ещё должен пройти второе чтение, прежде чем отправиться на подпись к президенту.
Комментарий Ивана Курочкина
Государственные монополии на онлайн-гемблинг широко критикуются международным игорным сообществом. Финляндия — одна из последних стран, монополизировавших индустрию онлайн-гемблинга. Другой подобный пример — Норвегия.
Власти оправдывают монополии тем, что могут лучше контролировать индустрию и предотвращать возможные проблемы с игровой зависимостью. Однако в настоящее время трудно соблюдать статус-кво, поскольку участники могут без затруднений переходить на сайты офшорных операторов, которые предлагают большое разнообразие своих продуктов. Таким образом, метод достижения изначальной цели государств с монополиями на онлайн-гемблинг по имплементации и контролю инструментов ответственной игры является неэффективным.
Так или иначе список минусов монополий можно продолжать до бесконечности. Именно поэтому большинство других европейских стран перешли на модель открытого рынка. Например, соседние с Финляндией Дания и Швеция успешно отказались от монополий и теперь извлекают преимущества благодаря новому подходу.
Азербайджан
В стране расходятся мнения по поводу того, что делать с азартными играми. Депутат Гудрат Гасангулиев на заседании в Меджлисе (парламент страны) предложил разрешить в Азербайджане казино. По его мнению, это поможет развитию туризма.
Всё бы ничего, но вот только в том же Меджлисе уже приняли в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за организацию и проведение азартных игр. Предполагается конфискация предметов, использование которых при организации и проведении азартных игр является административным проступком, денежных средств и другого имущества, вложенного в азартные игры, призовых фондов и доходов, полученных от проведения азартных игр. Физических лиц будут штрафовать на 5 тысяч манатов (чуть более 217 тысяч рублей), должностных лиц — на 10 тысяч манатов (почти 432 тысячи рублей), а юридических лиц — на 50 тысяч манатов (более 2 миллионов рублей).
Комментарий Ивана Курочкина
Читая противоречивые заголовки новостей о происходящем в индустрии азартных игр в Азербайджане, сложно выделить чёткие цели, которые преследует правительство. По всей видимости, представители власти делятся на два лагеря: желающих ужесточить ответственность за организацию азартных игр и нацеленных на развитие индустрии.
В качестве примера из постсоветского пространства можно привести Украину. Так, при рассмотрении Верховной радой законопроектов по легализации азартных игр одним из предложений было введение более жёсткой ответственности в виде высоких штрафов за незаконную организацию азартных игр.
Читайте также: