«Это ты тут Промес, а там на твоё место претендует 25 Промесов»
Виталий Дьяков — человек, который хочет тренировать «Ювентус».
Виталий Дьяков уже несколько лет как закончил профессиональную карьеру игрока. Дьяк, как его прозвали, родом из Краснодара, в 2007-м оказался в системе московского «Локомотива». Вместе с молодёжкой стал чемпионом России, а позже с «Ростовом» выиграл Кубок страны. Сейчас Дьяков — одна из звёзд Медиалиги. Под конец МФЛ-4 он стал играющим тренером, сменив в ФК «Деньги» Андрея Семенчука.
В этом году у Виталия был ещё один новый опыт: он снимался в кино. Но футбол Дьяков забрасывать не планирует — он хочет тренировать. Причём не самую последнюю команду Италии. Аппетиты большие.
В интервью Анару Ибрагимову для Legalbet Виталий Дьяков рассказал:
-
как проходили съёмки в кино;
-
был ли он переписанным;
-
каким образом его мотивировал Черчесов;
-
что думает о работе тренером;
-
как выбил себе встречу с кумиром детства.
«Футбол снимать очень тяжело»
— Ты недавно закончил сниматься в кино.
— Да. И не в эпизоде или в массовке, а в роли второго плана. Картина называется «Больше чем футбол». И в ней действительно рассказывается не только о футболе, а о жизни всех, кто с футболом связан. О нашей жизни. Рассказывается иногда смешно, иногда немного грустно. И, конечно, в фильме есть настоящий футбол.
— Что взято за основу?
— За основу взята история сборной Дании на Евро-1992, когда она попала туда случайно Югославия из-за вооружённых столкновений на территории страны была отстранена от участия за неделю с небольшим до старта ЧЕ, в самом конце мая 1992-го. Сборную в авральном порядке заменила Дания. И собрался кто с пляжа, кто откуда. Их называли аутсайдерами и сбитыми лётчиками. Андердогами. У всех у них были проблемы: у кого с тренером, у кого с жёнами, у кого с товарищами по команде. В нашей истории эти обстоятельства перенесены в Россию, в современность. Режиссёр изменил судьбы реальных футболистов, хотя проблемы оставил те же. И все эти проблемы помогла команде решить маленькая девочка, которая в нас поверила.
— Кого ты играешь?
— Я играю полузащитника Голубева, у которого есть мечта играть за зарубежный клуб, но потом его взгляды меняются. И вообще, в нашей истории, в отличие от жизни, всё кончается хорошо. У меня было 20 съёмочных дней, и я успел попробовать «актёрского хлеба». Это интересная работа, и возможно, я к ней ещё вернусь.
— Кто тебя подтянул?
— Юрий Викторович Белоус. Ему позвонил режиссёр Игорь Ромащенко: «Викторыч, нужен какой-нибудь футболист. Кого можешь предложить?» Он предложил меня. Потом я лично встретился с режиссёром. Всё. И так началась моя карьера актёра.
— Какие вопросы ты задавал режиссёру?
— Я хотел узнать, зачем ему брать футболиста — человека, далёкого от мира кинематографа. Я у него 50 раз это спросил: «Зачем вы это делаете?» Он сказал, что ему нужен такой человек, который не будет играть, как актёр. Я действительно это не могу — люди годами на это учатся. Вроде режиссёр был доволен, претензий не было. Он много хвалил меня, причём перед всеми. Все игроки сборной России — это актёры. Иногда мне было неловко, что так прилюдно меня хвалят. Видимо, я очень прилично играл.
— Кто был из актёров?
— Лёха Воробьёв, Люся Чеботина, Александр Самойленко, Иван Охлобыстин. Плюс молодые ребята-футболисты — начинающие актёры.
— Где снимали?
— Съёмки были и бытовые, и очень много футбола было. Проходили в Новогорске на базе сборной, на стадионах «Динамо» и «Локомотива». Когда смотришь изнутри и на плейбэке, понимаешь, что камера творит чудеса. Будет очень круто! Там много интересных сцен, которые будут цеплять людей. Невозможно, чтобы кто-то не заплакал в кинотеатре.
— Какие это сцены?
— Не могу пока рассказать. Есть секреты фирмы. Ждите премьеру через год и идите в кинотеатр.
— Тебя не раздражало повторять одни и те же действия по 100 раз?
— Непривычно. Тяжело снимать не бытовые сцены, а футбол. Рабочий день — 12 часов, из них по 7-8 ты проводишь на поле, повторяя одну и ту же комбинацию. Если тебе надо бить, подавать, отыгрываться, это много раз надо повторять. Это нудно и тяжело. Зато бытовые — новый опыт жизни. Это круто, это кино.
— Много диалогов?
— Достаточно сцен. Если бы мне год назад сказали, что я буду сниматься в кино, я бы, конечно, посмеялся и не поверил. Теперь я не только футболист, но и актёр.
— Ночью снимали?
— Да. В 18 вечера начиналась съёмка и до 6 утра. Да, были задержки, когда уходишь в переработки. Самый долгий день был, когда приехал домой в начале 9-го утра. Я говорил неоднократно, что в футбол играть гораздо легче, нежели сниматься в кино. Ты приехал на тренировку, 1,5 часа она идёт — и весь день свободен. А в кино минимум 12-часовой рабочий день.
— Во время съёмочного процесса что-то не получалось?
— Помню момент: мне нужно было попасть в определённую точку метров с 5. Я раза с 7-го попал.
Самый 1-й день был очень нервный, хотя я никогда не боялся ответственности, у меня нет паники. Но в 1-й съёмочный день у меня была съёмка с родителями. Я понимаю, как себя вести, что они актеры, я не смогу играть, как их учат. Я не мог понять, как себя вести после сигнала «Камера, мотор!». Поймал себя на мысли, что свои фразы я заучил, а вот их… И когда мне нужно начинать говорить... У меня на 1-м кадре каменное лицо, потому что я сижу и прокручиваю свои слова. Раз-два-три, и, бывало, говорил раньше или позже. И как робот сидел. Неестественный разговор.
Мне очень повезло с режиссёром. Виктор Демент — супертоповый мужик! Он объяснял настолько чётко, просто и понятно. Да, мог вспылить, когда дисциплина пропадала — это было 2-3 раза. «Спокойно, расслабься! Не суетись. Сделай так». Это 1-й день был сложный, после этого всё пошло шикарно.
Ещё были от него просьбы: «В данном эпизоде попробуй сыграть с юмором. А тут отреагируй более злостно, вальяжно». Он давал конкретные цели. Как оно получится в итоге, монтаж покажет.
— Жена ревновала?
— К чему?
— Что ты в кино снимаешься. Могут быть сцены отношений и т.д.
— Я сразу спросил, есть ли у меня интимные, постельные сцены. Мне сказали, что нет. Ни с кем не целовался, ничего, и жена спокойна. Поводов для ревности не было.
«Медиафутбол уже не тот»
— Ты 1989 года рождения. Как часто тебе говорили, что ты переписанный?
— Ни разу, несмотря на то, что я провёл бо́льшую часть детства за 88 год. Только с середины 9-го класса перешёл в команду своего возраста.
— А почему?
— Была в Краснодаре сильная команда 88 года, СДЮШОР 5. Это наша школа. И меня туда позвали в 3-м классе. Бывшие футболисты, знакомые отца, водили своих детей и ему тоже предложили. Я был по детству в порядке. Играл ближе к атаке — нападающий или под нападающими. И я был маленького роста. Резко начал расти в 9-10-м классе. Поэтому мазаный — это не про меня.
Фото из личного архива Виталия Дьякова
— Ты рано закончил. Тебя эти разговоры преследовали?
— Нет, даже намёка не было никогда. Я сейчас феерю в Медиалиге, фору молодым могу дать спокойно. Бежать никто не может быстро. Хотя я вообще не бегаю. Всё за счёт мышления.
— Ты в Медиалиге с 1-го сезона. У тебя появился некий скепсис к проекту Николая Осипова?
— Не думаю, что это только ошибка Николая. Это такое видение руководителей команд, которые превратили Медиалигу в какой-то проф. футбол уровня Второй лиги. Я с 1-го дня был в «Броуках». У меня была договорённость, что я играю только тайм — не больше. Я год не играл в футбол. Кроме тенниса и фитнеса, у меня ничего не было. Я больше не хотел играть. Играли тогда блогеры, актёры — это было медиа. Но по ходу того сезона в нашей команде и других стало иначе.
— Какое развитие ты видишь у больших команд?
— «Броуки», 2D, 10 станут командами Второй лиги. Да, у них останутся медиакоманды. Но тому, что эти клубы перейдут на профессиональный уровень, не удивлюсь. Всё к этому идёт. Дело времени.
— А «Амкал»?
— Им это не особо интересно. Мне кажется, «Амкал» сам себя сжирает или сожрал, потому что у них была своя аудитория — у конкретных футболистов: Федос, Прокоп, Чужой. Сейчас у них пацаны со вторых лиг. Я не слежу за контентом, но мне кажется, болельщикам «Амкала» не совсем нравится это. Медийность не растёт и нет результата. А когда нет медийности и результата, то клуб в стагнации.
— Ты не удивишься, если медиафутбольные топы пойдут во Вторую лигу. А зачем? Болельщиков в медиафутболе становится больше, разве спонсоры начнут уходить?
— Интерес к медиафутболу есть. Спонсоры останутся. Смысл уходить? Думаю, что в плане коммерческого успеха — да, хороший проект. Если там нет гос. денег, как в проф. футболе, то да. Плюс большие медиакоманды зарабатывают — не на футболе, а на контенте. То, что медиафутбол будет — да. Долго или нет — сложный вопрос. Но спонсоры никуда не уйдут.
— Почему команды Медиалиги, в которой, как ты говоришь, никто не может бегать, обыгрывают проф. команды?
— Вопрос к проф. командам. Значит, уровень во Второй лиге таков, что клубы из медиафутбола могут их обыгрывать. В детстве болел за «Кубань», ходил на стадион. Была сумасшедшая бойня во Второй лиге. Я и сам там играл в 3 зонах, знаю, что это такое. Мужики играли за деньги, премиальные. Нынешняя Вторая лига — мягко говоря, не самого лучшего качества футбол.
«Сегодня вы варитесь в дубле, а завтра можете играть в ЛЧ»
— Ты сказал, что в детстве играл в нападении. Почему стал в итоге защитником?
— Это было в 18 лет, когда я в «Локо» приехал центральным полузащитником. Через полгода ушёл в аренду в «Сочи», там играл только центрального защитника. Нас в детстве тренер использовал на всех позициях. Александр Михайлович Рубцов мне сразу сказал: «У меня ты будешь играть центрального защитника». Сколько бы я с ним ни спорил, но… У меня были с ним суперотношения до последних дней его жизни: «Михалыч, дай мне хотя полтайма поиграть в атаке!» Меня просто тянуло в атаку. Я очень много забивал. Даже то молодёжное первенство с «Локомотивом», что мы выиграли — я был лучшим бомбардиром. Мячей 10 забил, хотя играл центрального защитника.
— Какой год считаешь талантливым?
— 88 год. Много было сильных пацанов, но никто не заиграл. Когда я приехал в «Локо» и выпускался 88-й, говорили, что суперталантливый год. Но все раздолбаи редкостные: кто-то спился, кто-то снаркоманился. Ещё талантливый был 91 год. В «Локомотиве» это были Кокорин, Полоз, Гатагов, Чочиев, Пилиев, Беляев. Много кто из них заиграл. Был талантливый возраст. Все поиграли на хорошем уровне.
Мой возраст — 89 год. Хоть я и не был никогда в этой сборной, которая выиграла Евро В 2006 году сборная России выиграла чемпионат Европы U17. В турнире могли участвовать футболисты, родившиеся после 1 января 1989-го. Дьяков родился 31-го. там тоже никто особо не заиграл. В РПЛ заиграли Прудников, Горбатенко, Самсонов, Помазан.
— Почему ты туда не попал?
— Из Краснодара тяжело попасть в сборную. Мы как-то играли с ними товарищескую игру. Нам закинули 3-4 мяча. Даже не было разговора, что меня могут вызвать туда. Я миновал все молодёжные, юношеские сборные, попал в Россию-2, вызывался в национальную сборную. Это был отбор на мир к Бразилии.
— Перед ЧМ-2018 ты играл в Турции.
— Например, в Томске я не думал о ЧМ, а когда уехал в Турцию, то да. Думал, что на русского, играющего за границей, будут смотреть по-другому. Чемпионат Турции — не самая слабая лига, плюс я начал прилично. Когда я играл, максимум на 3-4-м месте мы шли, а по оценкам защитников я был в топ-3. И пресса была. Всё было нормально.
Там даже Саламыч давал интервью: «Вот Дьяков играет в Турции. Мы за ним следим, всё хорошо». Это меня приободрило, дало импульс, что чемпионат мира через полгода и надо пахать. Даже тренер сказал, что если буду пахать, то он даст мне шанс. Я понял, что у меня есть шанс попасть на ЧМ — а почему нет? Тем более понимал, что нет Березуцких, не было на тот момент Игнашевича.
Но случилось как случилось. Тренер в клубе просто посадил на лавку. Этот период в Турции меня убил морально. Вроде мне 31, я уже не молодой и не перспективный. Я был уверен в своих силах, но в Турции полгода не играл. После Турции ещё полгода не играл. Думаю, тут моя карьера и закончилась. Поездка в Минск — какая-то попытка вернуться. Я и тогда понимал, что это всё не то. А сейчас и подавно.
— Кого из игроков школы «Локо» ты запомнил?
— Вот Пилиев. Суперсильный, суперталантливый. В силу каких-то причин не смог реализовать свой талант. Мы играли в Нальчике, приехали играть чемпионат Россию по дублю. Проходит время, и он выходит на «Олд Траффорд» против «Манчестер Юнайтед» Ника Пилиев вышел на замену в матче «МЮ» — ЦСКА в Лиге чемпионов-2009/10 (3:3). Это было через месяц.
— Завидовал?
— Это вообще не про меня. 2009 год, 18 лет — Пилиев попадает из молодёжки «Локо» в основу ЦСКА. Это пример того, что сегодня вы здесь варитесь в дубле, а завтра можете играть в Лиге чемпионов.
— Беда вашего поколения в том, что сильные иностранцы не давали играть местным?
— В «Локомотиве» мои конкуренты — Дюрица, только да Кошта пришёл, Илич был. Слушай, тренер не враг себе. Он будет ставить сильнейших, тогда из молодых и опытных выбирали вторых. Да Кошту звал Коусейру. В итоге они разосрались, и он ушёл.
— Потому что тот приходил пьяным на тренировки.
— Что-то такое было, но не при мне. То, что да Кошта — отбойный молоток на тренировках, да. Он просто выносил.
— Это правильно?
— На тренировках явно должно быть уважение. Но есть такая когорта футболистов, которые не хотят нанести увечья и травмы, но в силу того, что они жёсткие и так играют, такое случается. Да Кошта был из числа таких.
— И Полоз из «Локо» с тобой был в Ростове.
— Полоза я перетащил в Ростов за собой.
— Как?
— Когда я договорился с Белоусом, он у меня спросил, кого я могу рекомендовать — «Есть Дима Полоз и Гоша Нуров». Дима приехал, а Гоша выбрал «Рубин». Я ему говорил, что там Бердыев, с молодыми туго будет. Он после этого и закончил. А мы вместе с Полозом выиграли Кубок В финале Кубка России-2013/14 «Ростов» по пенальти победил «Краснодар». Дьяков провёл весь матч и забил в серии пенальти. Полоз вышел на замену и тоже вколотил с точки. Ещё за «Ростов» играл некто Артём Дзюба.
У Полоза было 0 предложений. Я видел, что он сильный, перспективный футболист. Он в «Локо» выходил пару раз. Контракт заканчивался, ему новый не предлагали, на него не рассчитывали. Я ему сказал про «Ростов» — так и вышло.
— Про иностранцев. Если сейчас интегрировать Клаудиньо в «Монако» или «Арсенал», он там тоже будет сильный?
— Вот пример Промеса. Ушёл в «Севилью». Он там был тем Промесом, который был в «Спартаке»? Таких, как Промес, куча. Это тут ты Промес и ты топ, а там есть свои молодые. За границей не смотрят ни на паспорт, ни на национальность. Сейчас у нас так начали делать. Только лет на 10-15 опоздали.
— Он не был там на ведущих ролях, потому что играл в России?
— Тут Россию не надо приплетать. Это не причём. Промес понимает, что тут он сильный футболист, всё получается и где-то можно отдохнуть, взять паузу. А там ежедневно надо вкалывать на каждой тренировке, потому что на твоё место претендует 25 Промесов.
А в случае Клаудиньо от него будет зависеть. Но я не думаю, что ему хочется уходить, если, как ты говоришь, у него 6-8 миллионов евро. Там ему такую зарплату не сделают.
— Заслуженная зарплата?
— Для нашего футбола нет. В нашем футболе не может быть таких зарплат.
— Но ты в такое веришь?
— Может, ты чуть завысил, но не хочу лезть в чужой карман. В «Зените» есть такие зарплаты.
«Нереально стать тренером "Спартака" без пройденного этапа»
— Почему тренерство?
— Нравится. Во время карьеры своей знал, что хочу и буду тренировать. Пошёл учиться. Сейчас на Б отучился, идёт стаж.
— Кто в твоей группе был?
— Тёма Ребров, Саня Шешуков, Козко.
— Как ты относишься к Мостовому в прессе и его идеологии, что футбол и так всё придумал и чему Александра можно научить?
— Это проблема не только Мостового. Но для него это не проблема. В целом все думают: «Я футболист. Я всё знаю. Я играл в футбол, я и так всё умею и легко буду тренером». Естественно, надо учиться. Играть в футбол и тренировать — это абсолютно разные вещи. И не каждый может перестроиться и это понять. Человек, закончивший с футболом, который хочет стать тренером, но не убил в себе футболиста и смотрит на футбол со стороны игрока — это неправильно.
Мне ничего не помешает тренировать. Опыт футболиста поможет поставить себя, будучи тренером, на место игроков. От многих людей, кто стал тренером, слышишь такие фразы: «Я играл», «Мы в порядке» — это не совсем правильно и не про меня. Когда я буду главным тренером, футболисты от меня такого не услышат.
— Я брал интервью у Широкова и спросил про Мостового. Александр сказал, что не хочет в «Сатурн», потому что ждёт «Спартак».
— Я думаю, нереально стать тренером «Спартака» без пройденного этапа. Мы видели, как люди заканчивали. Например, Березуцкий в ЦСКА — тяжело было. Нелегко быть сразу тренером такого клуба, как ЦСКА. Вот Игнашевич. Побыл в «Торпедо», шаг за шагом, постепенно идёт к какой-то цели — к большому клубу. Сложно сразу стать тренером ЦСКА или «Спартака».
Тем более когда тренируешь людей, с которыми ты недавно играл. Ты с ними приятель, друг, крёстный, родственник — это нелегко. Я играю за «Деньги», и мне Стас сказал: «Ты — главный тренер». Пусть даже это Медиалига, не всё так серьёзно. Мне надо тренировать Тигу, Логаша — ребят, с кем я дружу. У нас какие отношения были, такие и есть. Я не могу их заставить со мной общаться так-то и так-то. В прикол они называют меня Саныч. Если в Медиалиге это допустимо, то на проф. уровне невозможно.
— Какая у тебя цель?
— Хочу тренировать «Ювентус». Буду к этой цели идти. Что мне довольствоваться «Факелом» воронежским или «Тосно»? Учиться на тренера непросто, нелегко и, главное, небыстро. Это долгий путь, который займёт много времени.
— А почему «Ювентус»?
— Я фанат Дель Пьеро с детства. Знаю о нём всё. У меня были все постеры, журналы, книжки. Даже есть книги на итальянском.
— Чем тебе так нравится Дель Пьеро?
— Помню, как показывали ЛЧ по каналу НТВ по вторникам и средам. А после показывали обзор. После матчей в большинстве случаев я спал, но по утрам был повтор дневника Лиги чемпионов. Как-то увидел «Ювентус» и Дель Пьеро, когда они выиграли ЛЧ. Алессандро феерил тогда. И с сезона-95/96 болею за «Ювентус».
— По карьере с ним не пересекался?
— Дель Пьеро несколько лет назад приезжал в Москву. Я случайно в Инстаграме (соцсеть является частью Meta, признанной экстремистской организацией, запрещена в РФ) увидел фотку с Дель Пьеро на Красной площади. Я узнал, что он приехал в Москву на мероприятие. Говорю жене, что мне срочно надо пропуск на это мероприятие. Жена сделала пропуск — это было в Барвихе. Моя цель была сфоткаться. Я сфоткался, взял 2 его книжки, он расписался. Это была мечта с детства!
С 7 лет я фанатею за «Ювентус», за сборную, за Дель Пьеро. Я видел все его матчи, все его голы. Не видел только матчей вживую и его — собственно, до этого момента. Мечта детства сбылась. Как будто в космос слетал. Вроде 30 лет, блин, а у меня эмоций столько было, просто ***** ! Кто-то скажет: «Дурак… Тебе 30 лет, состоятельный, на ***** это тебе?» Может, меня не поймут, но для меня было круто.
— У тебя есть комплексы?
— Нет.
— А страхи?
— Высота и змеи. Высота появилась лет 10 назад. А змей я боюсь всю жизнь. У многих есть страх не самореализовать себя в чём-то. Я начал только в 23 играть в Премьер-лиге, но не сомневался ни на секунду, что буду футболистом и играть в Премьер-лиге. Это было нелегко, тяжело, долго.
— А по поводу высоты как понял?
— Я даже не помню. Как-то поймал на мысли, что на высоте стрёмно. Но это был не самолет — я не боюсь летать на самолётах. Это было какое-то колесо обозрения на ВДНХ, или на Эйфелевой башне, или Будж-Халифе. Я приезжаю к родителям в Краснодар, выхожу на балкон на 5-м этаже — не по себе. Приобретённое.
А змей всю жизнь боюсь. Какой-то страх. Помню, с женой были на Бали, поехали на экскурсию на рисовые плантации. Там долго ходить, круто, красиво, пофоткаться можно. Мы были с частным гидом — только мы вдвоем и гид. И рядом со мной стоит мужик, и у него по ногам ползает змея! Местные дети начали шугать её, ловить. Я говорю: «Всё! Стоп! Мы не идём, разворачиваемся и уходим».
Читайте также: