Как продвинутая футбольная статистика помогает в анализе
Ищем точку xG.
«Они смотрелись лучше, но проиграли!» — думаю, каждый из нас сотню раз использовал или слышал эту заурядную фразу. Однако с развитием продвинутой статистики стало возможным объективно оценить, какая из команд действительно была предпочтительнее на поле.
Сегодня разберёмся с основными продвинутыми метриками и оценим, насколько они полезны для ставочников.
Для чего нужна расширенная статистика?
Продвинутая статистика — это метрики, которые используются для более тщательного и углублённого анализа матча. Данные собирают и обрабатывают с помощью специального программного обеспечения, что позволяет выстроить целостную картину игры.
Можно с лёгкостью, например, найти статистику по владению мячом, но какой от неё толк, если не понимать, сколько от общего времени владения команда провела на половине поля соперника?
Ещё один яркий пример — это качество ударов. Есть клубы, которые бьют по 20 раз за матч, но в большинстве своём из-за пределов штрафной, поэтому серьёзной опасности для голкипера не представляют.
В общем, благодаря продвинутой статистике анализ матча становится полноценным и учитывает максимальное количество объективных показателей. А теперь к конкретным примерам!
xG вместо ударов по воротам
Однозначно один из самых популярных продвинутых показателей — о нём говорят и капперы в авторских тг-каналах, и спортивные аналитики по ТВ.
xG (от английского «expected goals») — это ожидаемые голы, то есть количество забитых мячей, на которое команда реально наиграла. За каждый созданный у чужих ворот момент начисляется некий балл — от 0,01 (дальний и неопасный удар) до 1 (стопроцентная возможность забить с нескольких сантиметров).
При подсчёте учитывают несколько факторов:
-
Угол удара. Для вратаря опаснее удары из центральных зон, чем с острых углов.
-
Расстояние до ворот. Пушка с 40 метров оценивается гораздо ниже удара с нескольких метров.
-
Часть тела, которой выполнялся удар. Голова, слабая или сильная нога, колено или ягодицы.
-
Количество игроков на пути мяча. Если перед летящим мячом нет никого, то такой удар будет оценён высоко.
Ещё раз подчеркну, что в xG измеряется именно позиция бьющего игрока — компьютеру всё равно, куда полетел мяч и попал ли он в створ ворот.
Как пример, отвратительный на первый взгляд удар Тони Крооса. Находился немец в метрах 30 от ворот, причём бил с угла — с такой позиции обычно залетает 1 удар из 100, поэтому компьютер дал оценку 0,01.
Такой удар мог обернуться попаданием в каркас или даже голом, но от этого его значение 0,01 по xG не изменилось бы. В этом плане «ожидаемые голы» не самый объективный показатель, но он всё же отражает количество реально опасных ударов.
Бывает, что одна команда за стартовые 30 минут игры нанесла 10 ударов, а соперник лишь 3. Естественно, большинство игроков, увидев эти цифры, станут присматриваться к П1, но правильно ли это? Конечно, нет. Все эти 10 ударов могли быть неопасными и дальними. И как раз-таки для таких случаев нам необходима статистика xG, позволяющая здраво оценить преимущество того или иного клуба.
Небольшой ликбез: если вы видите комбинацию букв xGA, то сильно не пугайтесь — это ожидаемые пропущенные голы. По факту, это просто xG оппонента.
xGOT вместо ударов в створ
Если xG рассчитывается относительно позиции бьющего игрока, то индекс xGOT определяется по попаданию мяча. Разберёмся в разнице между этими 2 параметрами на простом примере.
Удар Харри Кейна на скрине — дальний, ещё и с угла, поэтому по xG оценивается всего в 0,03, то есть из такой позиции в сетку залетают лишь 3 удара из 100.
А теперь обратите внимание, куда прилетел мяч — чётко в правую девятку. По xGOT оценка 0,54, так как примерно половина ударов, летящих в девятку, превращается в гол.
xGOT нереально полезен не только для объективизации картинки игры, но и для смольщиков, анализирующих рынки ударов и ударов в створ ворот: чем выше xGOT, тем больше ударов команда конвертирует в попадания в створ.
xPoints — это про дистанцию
Если xG и xGOT принято учитывать для отдельно взятых игр, то xPoints необходимо анализировать на дистанции. Что это за показатель? Ожидаемые очки команды — количество баллов в турнирной таблице, на которые клуб действительно наиграл.
Иногда команда каждую встречу проводит 2-м номером и её игра не вызывает никаких положительных эмоций. Однако смотришь на их результаты, а там одни победы. В одних случаях это происходит из-за чрезмерного везения, в других — из-за шикарной реализации голевых моментов.
Именно xPoints объективно отражает, сколько очков действительно должно быть у клуба. Например, «Фулхэм» в сезоне-2022/23 занял 10-е место в АПЛ и набрал 52 очка при значении xPoints в 39. Команда ужасно играла в обороне, но превосходная игра вратаря Бернарда Лено вытащила её с задворок турнирной таблицы.
Поэтому в предстоящем сезоне советовал бы читателям быть поосторожнее и не грузить много на лондонцев: по всем законам футбола и статистики везение однажды заканчивается.
PPDA: как прессинг помогает при анализе линии на удары
Аббревиатура расшифровывается как «Passes allowed Per Defensive Action», то есть количество передач на действия в защите. Проще говоря, эта метрика подсчитывает, сколько пасов команда позволяет сделать своему сопернику прежде, чем попытается вернуть мяч защитным действием: подкатом, перехватом или выносом мяча.
Важно понимать: PPDA рассчитывается по финальным 60% поля. Представим, что Команда 1 играет на правой половине — её PPDA будет рассчитываться только в красной зоне (левой половине), изображённой на скрине.
PPDA отчётливо показывает, какому стилю игры привержена команда. Если тренер требует от игроков прессинговать и встречать оппонентов высоко, то это говорит об их стремлении вернуть владение. Такие клубы много держат мяч и чаще всего демонстрируют атакующий стиль игры. Индекс PPDA у них будет небольшим, так как соперники совершают крайне мало передач.
А вот если индекс PPDA у команды высок, то это говорит лишь об одном — перед нами любители обороняться на своей половине поля, не использующие высокий прессинг.
Как это помогает при анализе? Клубы, которые обороняются низко, допускают крайне много ударов по своим воротам, поэтому логично просматриваться к ИТБ ударов соперников.
В АПЛ-2022/23, например, неожиданно сверкнула звезда «Брайтона», который занял 6-е место в турнирной таблице и получил путёвку в групповой этап Лиги Европы. Но мало кто разбирался, за счёт чего банда Де Дзерби добилась такого результата.
Одна из причин — это высокий прессинг и, как следствие, лидерство по PPDA. Вы только подумайте, «чайки» заняли 2-е место по этому показателю, уступив лишь «Ливерпулю»! В среднем оппоненты делали по 8,8 передачи до того, как футболисты «Брайтона» совершали оборонительное действие.
Отсюда логично присматриваться к ИТМ ударов соперников «Брайтона». Особенно хороша статистика в домашних матчах: гости в среднем били скромные 8,5 раз за 90 минут. Даже «Ливерпуль», «Вест Хэм», «Тоттенхэм», «Ньюкасл» и «Фулхэм» не сумели пробить планку в 9 ударов.
А если смотреть на результаты домашнего «Брайтона» в целом, то получим 19 побед по ударам, 1 ничью и всего 2 поражения.
Deep (DC) — полезная альтернатива владению мячом
Оговорюсь, что некоторые источники пишут Deep, другие — DC. Этот параметр отражает владение мячом на долю футбольного поля.
Например, «Манчестер Юнайтед» владеет мячом 70% игрового времени, но 50% владения приходятся на свою половину поля и лишь 20% на чужую. И какой толк от этих 70%, если подавляющая их доля — это владение ради владения?
Deep полезен для понимания, какой клуб действительно доминирует в матчах. На основе этих данных можно сформировать чёткую картинку того, насколько хорошо команда превращает владение в атакующие действия.
Снова отправимся в АПЛ, где в прошлом сезоне «Вест Хэм» не продемонстрировал ничего интересного в атаке. Команда крайне мало позиционно атаковала, что отразилось на показателе DC (Deep). В итоговой турнирной таблице по этому компоненту «молотобойцы» заняли предпоследнюю, 19-ю строчку.
И, естественно, это сказалось на ударах в створ. Когда команда редко обостряет и довольно мало отдаёт передач в атакующую четверть поля, то и бить точно у неё не получается. В среднем «Вест Хэм» пробивал по 3,7 раза за игру, а во встречах против топовых оппонентов статистика и вовсе ужасающая: 2 удара в створ «Брайтона», 1 и 2 удара в створ «Манчестер Сити», по воротам «Тоттенхэма» и «Ньюкасла» ударили скромный 1 раз.
Так что, если видите, что команда плоха по DC, будьте уверены: по ударам в створ она также не блещет.
Где искать продвинутую стату?
К сожалению, найти ресурсы с продвинутой статой не так уж легко. Во-первых, подсчитывать её в силах только компьютер. Во-вторых, на российском рынке интереса к ней до сих пор не так много. Именно поэтому найти такой софт — это как найти иголку в стоге сена. Но мне это удалось — знакомьтесь,
Understat — это сайт, который в табличном формате предоставляет статистику на все показатели: Deep, xG, xGA, PPDA, xPoints и многое другое. На сайте представлены все топовые европейские чемпионаты: АПЛ, Лига 1, Ла Лига, Бундеслига, Серия А и, что немаловажно, РПЛ.
Можно найти статистику как по отдельно взятому матчу, так и по сезону в целом. Огромным плюсом является и то, что Understat подсчитывает статистику каждого игрока. Можно изучить как показатели команд, так и футболистов: удары в створ за 90 минут, точные передачи, созданные голевые моменты и многое другое.
Если же вам интересна только статистика xG, xGA или xGOT, то здесь на помощь придут SofaScore, FlashScore, FotMob. Эти сайты считают статистику и в лайве, и по итогам матча. Однако углубленная статистика предлагается далеко не на все турниры: обычно это топ-10 европейских первенств и какие-то большие международные турниры.
Читайте также: