Клубы РПЛ хотят больших денег от БК-спонсоров. Букмекеры не должны быть в роли жертв

Об эксперте:
Президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» (СРО БК). С отличием окончила Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция» и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». На протяжении последних 10 с лишним лет являлась независимым консультантом ряда российских и западных лотерейных и букмекерских компаний, занимала должности вице-президента Национальной Ассоциации букмекеров и члена правления СРО букмекеров.

Стартовавший сезон РПЛ продемонстрировал максимально плотное присутствие российских БК в спонсорском поле. Отныне 15 из 16 команд элитного футбольного дивизиона страны имеют партнёрские контракты с операторами лицензионного букмекерского рынка. Также БК постепенно осваивают и низшие лиги в пирамиде отечественного футбола.

Сейчас именно компании из букмекерской индустрии являются приоритетными партнёрами многих команд РПЛ. Когда несколько сезонов назад логотипы букмекеров впервые появились на игровой форме российских клубов, рынок подобных спонсорских услуг находился в желеобразном состоянии.

Система ценообразования спонсорских контрактов формировалась хаотично, строго индивидуально, полностью зависела от того, насколько дружелюбно представители клубов и букмекеров пообщаются в процессе переговоров.

Сейчас многое изменилось. Не хочу называть никаких цифр, но внутри букмекерского рынка отлично известны суммы всех актуальных контрактов БК с ФК на стартовавший сезон. Слишком важная информация, чтобы менеджмент конкурирующих контор не старался заполучить её и делать уже собственные выводы на основе трат конкурентов. Конечно, мелким и средним игрокам рынка невозможно конкурировать по стоимости контрактов с мастодонтами наподобие БК «Фонбет», которая впервые зашла в российский именно клубный футбол и разместила своё лого на игровой форме ЦСКА перед стартом сезона 2020/21. Но практически все лицензиаты сейчас стараются заполучить «свой» клуб в РПЛ. Это не прихоть, это естественный шаг в развитии бизнеса.

В свою очередь футбольные клубы, ощущая серьёзный интерес со стороны букмекеров, не стесняются доминировать в процессе переговоров. Стоимость спонсорских пакетов в РПЛ год от года растёт. Если для считанного количества топ-клубов стиль «мы хотим больше» оправдан тем, что на место отказавшихся сразу же придут другие желающие, то другие клубы элиты – и их большинство – откровенно преувеличивают стоимость своих брендов для БК – потенциальных спонсоров. Особенно это касается клубов не из Москвы с весьма лимитированной региональной фан-базой. Тем не менее менеджмент и таких клубов сейчас порой демонстрирует явно некорректную жажду больших цифр.

Но, конечно, букмекерским операторам нужны такие площадки, как футбольные клубы, для рекламирования собственных услуг и брендов. Федеральный масштаб телесмотрения РПЛ (в контексте матчей брендированной партнёрской команды) стимулирует как рост посещаемости сайтов БК, так и важнейшую часть всего цикла спонсирования – конверсию. Поэтому некоторые конторы не ограничиваются уже заключением контракта с одним клубом, «беря под крыло» одновременно по два-три участника лиги. Причем иногда даже раскошеливаются на генеральное спонсорство с размещением собственного лого на самой дорогой части игровой формы – на груди. Остаётся надеяться, что такие букмекеры чётко коррелируют свои финансовые возможности с цифрами годового маркетингового KPI.

Также весьма любопытно, что ни у одного клуба РПЛ нет коллаборации с несколькими спонсорами из сферы беттинга. Не секрет, что в той же АПЛ такое практикуется повсеместно, пусть даже зачастую спонсоры-букмекеры одного клуба и разделены по региональному правообладанию.

Не могу пройти и мимо ещё одного интересного аспекта. Все активнее наши легальные БК интегрируются в повседневную жизнь спонсируемых клубов. Не просто принцип «деньги заплачены – лого нанесено» работает, но максимальное присутствие букмекерских брендов во всех онлайн- и офлайн-активациях ФК мы можем наблюдать. Это весьма прогрессивно и профессионально. В конце концов, если клубы научились разговаривать с букмекерами при обсуждении контрактов с позиции силы, то почему бы конторам не выжимать максимум пользы из ФК-партнёров во благо развития собственного бизнеса и увеличения пользовательской базы? Не вижу в этом ничего некорректного. Цивилизованный win-win-подход, как говорится, решает.