«Крупные поставщики линий слабы в киберспортивном направлении»

Для них оно просто одно из.

Киберспорт смело можно назвать неотъемлемой частью продукта любого букмекера. Всё больше дисциплин, маркетов и трансляций предлагают компании для своих игроков. Старший менеджер по развитию бизнеса компании Oddin Александр Чернавин рассказывает, почему крупные поставщики линий слабы в этой сфере, каких цифр ждать букмекерам от eGaming, а также каким видам спорта придётся уступить место киберспорту.

Беттинг — самая честная B2B-сфера в России

— Расскажите, пожалуйста, о том, как оказались в гемблинге?

— Я сменил разные сферы бизнеса. Начинал инженером-программистом станков на оборонном заводе. После этого перешёл в B2B-продажи инженерного программного обеспечения. Затем перешёл в нефтегазовую отрасль. С 2015 года в беттинг-индустрии. 

Начинал работать в Sportradar, провёл там в сумме пять лет, но двумя этапами. Сначала два года, потом год работал в букмекерском операторе — отвечал целиком за спортсбук, за продвижение. Вернулся в Sportradar, провёл ещё три года. 

— Почему снова ушли?

— Чем больше корпорация, тем больше процессов, на которые ты не можешь повлиять. Sportradar очень активно развивался: с момента моего прихода количество сотрудников в компании выросло в три раза. На мой взгляд, не успевали изменить внутренние процессы, чтобы всё это было достаточно гибким. В июне 2021-го я присоединился к компании Oddin. 

— Чем занимаетесь в ней?

— Я занимаюсь развитием бизнеса, общаюсь с клиентами. Плюс мне очень интересен киберспорт как направление в ставках. Оно точно обречено на успех. Ближайшие 5-10 лет будет постоянный рост. Это сфера, которая кроме того, что растёт, так ещё и изменяется постоянно, в отличие от того же футбола и других видов спорта.

— Вы работали на российские компании, уже очень долго работаете на зарубежные. В чём разница?

— Разница в том, что подход к бизнесу совершенно другой. Многие российские компании движутся в эту сторону. Становятся более открытыми, руководство приближено к сотрудникам. По моему опыту, именно беттинг — самая честная сфера в России с точки зрения B2B. Потому что это не какие-то бюджетные, государственные деньги — люди думают именно о бизнесе. 

— Где понимание киберспорта лучше?

— Россия очень развита в этом плане, наверное, даже лучше, чем в среднем Европа. Я про киберспорт именно как спорт: игроки, болельщики, уровень команд.

Если говорить о ставках, то здесь как раз очень сильно отличаются подходы букмекеров. Кто-то уже очень активно вкладывается в маркетинг и в продукт; кто-то только в одно из этих направлений; есть те, кто вообще пока не вкладывается. Но есть общее понимание, что это важный сектор.

Крупные поставщики слабы в кибернаправлении

— Oddin — это просто очередной поставщик данных на киберспорт? 

— Очередным назвать нельзя, потому что их в принципе не так много — поставщиков на киберспорт. Если мы говорим о глобальных компаниях, как Betradar, Betgenius, Sporting Solutions, естественно, у них у всех это направление есть, но по разным причинам они сейчас не готовы представлять конкурентный продукт. Именно из-за того, что киберспорт отличается от футбола, баскетбола и т.д. По сути, в этих компаниях киберспорт во многом считается просто одним из многих видов спорта. 

У компаний, которые специализируются только на киберспорте, есть хороший рынок и хорошие возможности на нём. Oddin отличается тем, что фокусируется не только на букмекерских компаниях — у нас основной фокус на игроках. Игроки постоянно вовлечены. Им нужны трансляции, им нужно, чтобы было больше типов маркетов, они хотят, чтобы ставки были открыты.

Последнее — это одна из главных проблем для букмекеров и поставщиков. Из-за того что в игре постоянные изменения, трансляции идут с задержкой. Мы приобретаем серверные данные для решения этих моментов, чтобы в итоге конечный продукт был максимально привлекательным для игроков.

— Вы сказали, что не так много нишевых поставщиков по киберспорту. Сколько конкурентов у Oddin и растёт ли их количество?

— Опять же, кого считать конкурентами. Почти все поставщики дают киберспорт, некоторые специализируются. Количество их падает, потому что на рынке идёт консолидация, поглощения. Есть несколько компаний, которые начинали фокусироваться на киберспорте с точки зрения статистики. Некоторые из них более успешно перестраиваются на продукт по коэффициентам, некоторые менее. 

Если брать горизонт в ближайшие два года, то новичков стоит ждать. Потому что крупные компании слабы в этом направлении.

— Представители компании не раз подчёркивали, что именно лайв-ставки являются фишкой Oddin. Почему упор на них?

— Во-первых, в киберспорте, как и в обычных видах спорта, бо́льшая часть ставок приходится на лайв. Примерно 75% и выше — это ставки в лайве. Во-вторых, наша сила именно в понимании игр, трейдинга. Прематч сделать проще, легче копировать рынок. Но в лайве так не получится. Мы сами делаем коэффициенты в лайве, и в этом наше преимущество.

У нас очень опытная команда. У наших трейдеров в сумме десятки тысяч часов в киберспортивных играх. Даже есть собственные киберкоманды. Мы готовы тратиться на приобретение официальных данных. Это очень большое количество турниров. Например, трансляции на Twitch могут отставать от нашей картинки на 1,5 минуты. Для киберспорта это критично.

— Вы говорите, что Oddin готов тратиться на покупку данных. О каких суммах идёт речь?

— Мы отдаем около 25-30% нашей прибыли в зависимости от турнира. Это действительно очень дорого. 

Почти у всех букмекеров проблема с планом разработки

— Кто-нибудь в ближайшие годы подвинет Dota и CS?

— Тут есть много разных факторов. Есть популярность игр с точки зрения интереса к спорту, а есть — к продукту для ставок. И не всегда зависимость между ними прямая. На российском рынке CS и Dota — это 95% ставок. Если смотреть на другие страны мира, там уже сейчас могут быть популярнее другие игры. Мы за этим следим, конечно же.

— После пандемии и возвращения большого спорта насколько просела доля ставок на киберспорт?

— Здесь важно разделение на симуляторы и профессиональный киберспорт. Именно симуляторы просели, но остаются популярными. Профессиональный киберспорт не просел, падения после пандемии у него нет.

На самом деле он тоже был негативно затронут пандемией. Самые крупные турниры проводятся офлайн, на стадионах с болельщиками — только сейчас они возвращаются.

— С какими букмекерами в России сотрудничает Oddin?

— Официально я пока назвать эти компании не могу. Но несколько компаний сейчас в стадии интеграции сервиса. С другими мы активно общаемся. До конца года будет несколько официальных объявлений. 

— Если не можете пока назвать имена, то число компаний назвать можете?

— Договорённость есть с двумя. Скорее всего, на ближайшие полгода реалистичная цифра — пять российских букмекеров. Основная проблема — это не выбор нас как поставщика, а в ресурсах на разработку. Это то, что я слышу почти от всех букмекеров: у всех проблема с планом разработки. 

— Как, по вашему мнению, будет изменяться доля кибербизнеса у букмекеров?

— Она расти будет точно. Здесь вопрос, как быстро. Если брать отдельный киберспорт, то его реальный, честный рост, без особых маркетинговых усилий — в два-три раза в год. Если мы берём компании, которые сейчас вообще не вкладываются и начнут это делать, то все 20-30 раз.

Да, конечно, с футболом не сравнится, но рост неизбежен. Один из критичных моментов — все мы понимаем, что киберспортом увлекается молодое поколение. Ещё пять лет назад эта аудитория просто не подходила букмекерам из-за возраста, а сейчас это очень большой пласт. С каждым годом эта аудитория растёт, становится более платёжеспособной.

— В беттинге уже годами выстроена иерархия популярности видов спорта. Понятно, что футбол на первом месте с отрывом. Далее идут теннис, баскетбол, хоккей и другие виды. Киберспорт где может оказаться в этом списке?

— Я знаю, что уже сейчас у многих букмекеров киберспорт входит в топ-5. В ближайшие годы точно приблизится к хоккею, теннису. Надо понимать, что в киберспорте может появиться дисциплина, которая выстрелит и захватит мир. Маловероятно, что появится новая игра в классическом спорте.

— Может ли эта новая игра появиться в мобайле? Вообще, может эра мобильных игр сменить классический eGaming? Готов ли Oddin к такому?

— Мы точно готовы, потому что с точки зрения продукта нет принципиальной разницы. У нас одна из покрываемых игр — Kings of Glory — это мобильная игра, которая популярна в Азии. То есть уже сейчас у нас есть такая. 

Я бы не стал говорить, что это смена традиционному киберспорту, потому что это всё-таки немного разные направления. Dota и Counter-Strike не сменят мобильные игры. С точки зрения любителей и количества игроков, мобильные игры также обречены на успех, ведь телефон есть практически у любого жителя планеты. В мобильные игры вкладываются. Это не только казуальные, но и соревновательные игры. Но важный момент — насколько это интересно для ставок. Мы постоянно мониторим рынок и будем добавлять то, что интересно для беттинга.

Любители киберспорта круто разбираются в нём

— С какими сложностями сталкивается поставщик коэффициентов для киберспорта?

— Во-первых, это официальные данные — они необходимы. Если их нет, то важен источник. Если берёшь по трансляции, и она идёт с задержкой в минуты, возникают очень большие риски. Если этих данных нет ни у одного поставщика, то можно вести трейдинг и с такой задержкой, но тут возникают риски честности игроков. Как раз проблема в том, что это более молодое поколение. Оно не понимает риски, что договорные матчи могут караться вплоть до уголовного наказания. С этим боремся и вступили в ESIC (организация по противодействию договорным матчам в киберспорте).

Плюс сложность трейдинга, в том, что в той же Dota буквально за полминуты может поменяться фаворит. В футболе, если команда выигрывает 3:0, она не может разом проиграть — нельзя забить четыре гола в одной атаке.

Ещё одна сложность для поставщиков — игры часто меняются. Выходит патч — меняется сила героев, и статистика, которая была для игр год назад, уже неприменима. В хоккее, например, когда начали снимать вратаря, проигрывая не в одну шайбу, а в две, стали считаться неверные вероятности по маркетам, касающимся разницы в счёте. Произошёл сбой, его обнаружили и исправили. В классическом спорте такое бывает редко, а в киберспорте может случаться каждый месяц. 

— Риск-менеджмент в киберспорте сложнее, чем в классическом?

— Да, сложнее. Специфика такая, что любители киберспорта разбираются в нём лучше, чем любители традиционных видов спорта в футболе, хоккее, баскетболе и т.д. В том же футболе большинство игроков — это казуальные зрители. В киберспорте те, кто ставит, также играют в эти игры. 

— Ошибок в линиях больше, чем в условном футболе или хоккее?

— Из-за того, что это сложнее трейдить, ошибок в целом больше. Если брать различных поставщиков, там бывают фатальные ошибки. Задержка изменений коэффициентов может составлять 2-3 минуты. И это мы говорим о лайве. Коэффициент может измениться на 30%, а на деле изменится только через три минуты. 

— Сами делаете ставки?

— Уже очень давно этого не делал. Во многом из-за работы. Когда работал в Sportradar, было запрещено делать ставки, сейчас в Oddin запрещено ставить на киберспорт. Но когда делал ставки, всегда для поддержки интереса к матчу.  

— Как вообще надо относиться к беттингу?

— Очень важно знать меру и разумно к этому относиться. Есть разные сценарии. Я ставлю символические суммы не для заработать. Кто-то может профессионально заниматься беттингом и зарабатывать своими знаниями. Это на самом деле развивает ум, потому что надо следить за статистикой, разбираться в математике. Мой главный совет — надо знать меру и не ставить лишние деньги. 


Беседовал: Тигран Асцатуров.

Читайте также: