Новая инициатива депутатов грозит букмекерам отраслевой ядерной зимой

Об эксперте:
Президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» (СРО БК). С отличием окончила Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция» и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». На протяжении последних 10 с лишним лет являлась независимым консультантом ряда российских и западных лотерейных и букмекерских компаний, занимала должности вице-президента Национальной Ассоциации букмекеров и члена правления СРО букмекеров.

Новый законопроект, зарегистрированный в Госдуме депутатами от «Единой России» Игорем Станкевичем и Виктором Дерябкиным, вызвал полное неприятие в среде букмекеров. В нём предлагается разрушить эффективно работающую индустрию и на её обломках создать некоего единого госрегулятора.

Букмекеров возмущают «хотелки» передать целый сегмент на бизнес-карте страны в единоличное управление совершенно непонятной структуре, от заявленных принципов функционирования которой даже при беглом взгляде веет не радением за государственные интересы, а банальным коммерческим душком. Тем более регрессивна данная инициатива сейчас, в разгар второй волны коронавируса, когда букмекерский бизнес и без того работает на максимуме запаса прочности, когда люди массово теряют рабочие места.

Чётко могу сказать от имени букмекерства, что профессионалы отрасли совершенно не понимают, для чего нужно создавать монопольного регулятора в форме какой-то публично-правовой компании, для чего делать новый единый ЦУПИС. Почему кто-то имеет право разрушать целую индустрию?

Букмекеры полностью поддерживают инициативу президента Путина о том, что спортивным федерациям нужно давать возможность получения внебюджетных доходов – в нашем случае целевых выплат от БК, после чего федерации и лиги уже сами направляют их на финансирование необходимых объектов/клубов/спортшкол и т.д. В новом же законопроекте предлагается все выплаты букмекеров заводить напрямую в федеральный бюджет. Нетрудно предположить, что в итоге федерации будут получать несравнимо меньшие суммы, чем при нынешнем, чётко разработанном с помощью СРО и уже доказавшем надёжность и стабильность алгоритме выплат со стороны лицензионных контор.

В таком случае букмекерское сообщество считает гораздо более эффективным создание общего фонда при Министерстве спорта, где эти отчисления будут аккумулироваться и затем распределяться под контролем руководства Минспорта и Счётной палаты.

Уже сейчас лицензионные операторы букмекерского рынка с тревогой ожидают дальнейших шагов от авторов подобных инициатив. Возьмём, к примеру, предлагаемое Минфином изменение базы расчёта целевых отчислений. Букмекеры согласны даже на увеличение обязательных минимальных ежеквартальных выплат с нынешних 15 миллионов до 30 миллионов. Но – фиксированных. Предлагаемое же увеличение отчислений с 5% до 10% от GGR просто-напросто убьёт отрасль.

Депутаты Госдумы Станкевич и Дерябкин ранее не были замечены в законотворчестве в сфере азартных игр. Логично предположить, что их экспертного опыта и компетенций в вопросе функционирования того же букмекерства просто недостаточно для того, чтобы самостоятельно разработать подобный законопроект. За авторами документа стоят те же непубличные бенефициары, что и за жёстко раскритикованной несколько месяцев назад всем букмекерским сообществом (практически идентичной) инициативой Федерации бокса.

Посылы авторов «боксёрского» предложения и нынешнего законопроекта повторяют друг друга вплоть до мелочей. За этим чётко видно главное их желание – разрушить легальный букмекерский рынок в России и переформатировать все отчисления отрасли в адрес полностью подконтрольной монопольной структуры, что должна действовать в интересах не государства, но исключительно нескольких бизнесменов.

В стране уже несколько лет действуют эффективные отраслевые институты в виде двух букмекерских СРО и двух ЦУПИС. Индустрия в её актуальном состоянии демонстрирует стабильность, даже несмотря на внешний форс-мажор в виде пандемии коронавируса. Лицензионное букмекерство чётко контролируется ФНС. За все минувшие годы не было ни одного судебного прецедента, связанного с несвоевременным перечислением целевых выплат от БК-операторов на поддержку спорта. Компании-члены СРО в настоящее время являются едва ли не основными спонсорами отечественного спорта из внебюджетной сферы.

Новая депутатская инициатива вступает в прямое противоречие не только с принципами провозглашаемой государством рыночной экономики, но и с указаниями Владимира Путина о необходимости букмекерам поддерживать профессиональный и детско-юношеский спорт путем обязательных целевых отчислений.

В случае создания подобного монопольного эрзац-регулятора многие лицензионные БК обанкротятся в результате предлагаемого радикального увеличения выплат и введения выплат со ставок на иностранный спорт (что сократит объём таких ставок в линиях контор примерно на 70%). Соответственно, целевые выплаты упадут просто катастрофически по сравнению с сегодняшним днём, и это станет настоящим ударом для национальных спортивных федераций и лиг, которые лишатся почти всей финансовой поддержки от букмекерства.

Неприемлемая для бизнеса атака на букмекерские компании, которую предприняли авторы депутатского законопроекта, в случае её успешного завершения грозит легальной индустрии ставок на спорт в России крахом. Все достижения последних нескольких лет просто-напросто канут в Лету. Отрасль приберут к рукам несколько бенефициаров, любители ставок снова массово уйдут играть в офшорные онлайн-конторы, государство лишится миллиардов в виде целевых отчислений БК на спорт. Это может стать ядерной зимой легального букмекерства в современной России.

Читайте также: