«Шахматная новелла»: Игра против себя

Мир я сравнил бы с шахматной доской:

То день, то ночь… А пешки? – Мы с тобою.

Подвигают, притиснут – и побили,

 И в темный ящик сунут на покой.

Омар Хайям

Пожалуй, шахматы – один из самых незрелищных видов спорта. Сидят друг перед другом два человека, смотрят на деревянную доску, заставленную черно-белыми фигурками, молчат и думают… Ну на что тут смотреть? То ли дело наблюдать за футбольным матчем, громко крича название своей любимой команды и размахивая флажками и плакатами.

Но парадокс в том, что именно шахматам посвящено огромное количество художественных произведений. Мы можем встретить изображение шахмат на картинах самых разных жанров, от фресок до сюрреализма. Частенько тема шахмат встречается и в фильмах. Например, нельзя не вспомнить «Седьмую печать» Ингмара Бергмана и игру рыцаря со Смертью, которая красной нитью проходит через весь фильм. 

Кадр из фильма «Седьмая печать» (1957) 

Многих писателей привлекают как сама эта высокоинтеллектуальная игра, так и личности людей, в нее играющих. «Защита Лужина» Владимира Набокова, «Цейтнот» Иржи Фрида, «Милый Каин» Игнасио Гарсиа-Валиньо… Говоря о шахматах в литературе, невозможно не вспомнить «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэррола, фантастический «Пешечный гамбит» Тимоти Зана и детективный «Турецкий гамбит» Бориса Акунина. Ну а «лучшая шахматная игра в истории Хогвартса», прекрасно визуализированная в экранизации книги «Гарри Поттер и философский камень», наверняка заставила заинтересоваться шахматами не одного пытливого ребенка. Ну и куда без «величайшего» гроссмейстера О. ***** , задумавшего междупланетный шахматный турнир в городе Васюки?

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

И это мы еще не говорим о множестве книг, написанных самими шахматными мастерами, большинство из которых проявили себя и как замечательные авторы. Шахматные учебники, пособия, описания систем и комбинаций, сборники партий, воспоминания и биографии – гроссмейстеры щедро делятся с новичками и любителями этой интеллектуальной игры своими знаниями и опытом. Книг о шахматах написано больше, чем обо всех других видах спорта и играх вместе взятых! Одна такая книжка и сыграла огромную роль в жизни героя «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга. 

Да, из всего разнообразия шахматной литературы я выбрала именно это произведение с не самым замысловатым сюжетом. Но в этом как раз и состоит его прелесть. А кроме того, в этой новелле есть один образ, который очень подходит к теме сайта Легалбет. Догадаетесь, кто? 

Итак, что же происходит в «Шахматной новелле»? Кто не читал – не переживайте: классике не страшны спойлеры. Тем более пересказывать классику, а особенно такого мастера пера, как Цвейг, просто смешно. Итак, на большом океанском пароходе, плывущем из Нью-Йорка в Буэнос-Айрес, оказывается чемпион мира по шахматам Мирко Чентович – личность весьма своеобразная, необычная и отличающаяся, по отзывам его соперников, «невежеством всеобъемлющим». И, в то же время, всего лишь за год сыну нищего югославского лодочника удалось встать в один ряд с такими мастерами, как Алехин, Капабланка, Тартаковер, Ласкер, Боголюбов. Была у чемпиона и маленькая особенность, вызывающая насмешки у других шахматистов: 

«Ни одной сыгранной партии Чентович не мог запомнить, – выражаясь языком профессионалов, не мог играть вслепую. Он был абсолютно не способен воссоздать в своем воображении шахматную доску. Ему было совершенно необходимо иметь перед глазами настоящую, в шестьдесят четыре черных и белых квадрата доску и тридцать две фигуры. Даже став всемирной знаменитостью, он неизменно носил с собой карманные шахматы, чтобы иметь возможность в любой момент наглядно воспроизвести нужную ему классическую партию и решить заинтересовавшую его задачу».

Казалось бы, мелочь, но тем ярче на этом фоне оказывается другой герой новеллы – доктор Б. Именно в его судьбе простенькое пособие по шахматной игре – маленький сборник ста пятидесяти шахматных партий крупнейших мастеров – сыграло, можно сказать, спасительную и, в то же время, роковую роль. Каким образом? А вот представьте себе ситуацию. Вас насильно держат в комнате, где есть только самое необходимое – кровать, умывальник, стол и… зарешеченное окно и постоянно запертая дверь. Нет ни книг, ни газет, ни общения с людьми. А, нет, общение есть, вернее – допросы. Допросы, которые проводит гестапо. И самое страшное – это пустота, интеллектуальный голод, когда нет никакой пищи для живого, привыкшего к постоянной работе и развитию мозга. И вдруг приходит спасение: вам удается заполучить хоть какую-то книгу. Это оказывается шахматное пособие, и шахматы заполняют образовавшуюся пустоту. 

Кадр из фильма «Шахматная новелла» (1960)

Как вы думаете, что в шахматах самое сложное? Дебют? Миттельшпиль? Эндшпиль? Нет. Самое сложное в шахматах – это играть с самим собой. Вернее, против себя. «…в шахматах, как чисто мыслительной игре, где исключена случайность, игра против себя самого является абсурдной. Главная прелесть шахмат и заключается, по существу, прежде всего в том, что стратегия игры развивается одновременно в умах двух разных людей, причем каждый из них избирает свой собственный путь». И в течение долгих месяцев герой пытался совершить невозможное, абсурдное, чтобы не быть окончательно раздавленным страшной пустотой. Он сознательно добивался раздвоения между своим черным и белым «я». Привело это, как несложно догадаться, к развитию душевной болезни. 

Но вернемся на пароход, где чемпион Мирко Чентович снисходительно бросает взгляд на склонившихся над шахматной доской пассажиров и равнодушно проходит мимо. И вот тут на сцену выходит герой, который, живи он в наше время, обязательно бы пользовался сайтом Легалбет. Букмекеры назвали бы его попаном, а может быть, даже лудоманом, и поэтому его личность кажется довольно интересной. Итак, знакомьтесь: МакКоннор, шотландец, горный инженер. Бурил нефтяные скважины в Калифорнии и сколотил крупное состояние. Вот как его описывает Цвейг:

«МакКоннор был цветущим здоровяком, обладавшим квадратными челюстями и крепкими зубами. Яркий цвет лица, без сомнения, указывал на неумеренное потребление виски, а широченные плечи этого атлета довольно неприятно действовали на вас во время игры. Ибо МакКоннор принадлежал к той категории самоуверенных, преуспевающих людей, которые любое поражение, даже в самом безобидном состязании, воспринимают не иначе, как удар по своему самолюбию».

Как только МакКоннор узнал, что на пароходе плывет знаменитый шахматист, он тут же поставил цель сыграть с ним. Причем основным движущим моментом этого желания было невинное замечание его партнера по игре: «Какой интерес может представлять для чемпиона мира игра с нами, третьеразрядными игроками?» Это сильно зацепило самолюбие МакКоннора, и он тут же бросился разыскивать чемпиона, чтобы уговорить его на шахматную партию. Чентович запросил за игру двести пятьдесят долларов. И вот как на это отреагировал МакКоннор:

«– Матч состоится завтра в три часа дня здесь, в курительном салоне. Надеюсь, ему не так-то легко удастся разбить нас.

– Как? Вы дали ему двести пятьдесят долларов?! – вскричал я в совершенном изумлении.

– Почему же нет? C’est son metie. Если бы у меня разболелся зуб, а на борту парохода оказался дантист, ведь не стал бы он рвать его даром».

И именно благодаря МакКоннору в игру был втянут доктор Б. Ведь если бы шотландец не потребовал после проигрыша реванш, этой истории бы не было. Причем реванш стал для МакКоннора не просто делом чести, а самым настоящим упоением лудомана. Тут были и вызов, и обида, и уязвленное самолюбие. В его глазах горел огонек неукротимой страсти, которая охватывает игроков в рулетку после непрерывно удваиваемых ставок. Цвейг пишет: «Я уже знал, что этот одержимый готов поставить против Чентовича все свое состояние и играть, играть, играть, по простым или удвоенным ставкам, пока не выиграет хотя бы одну партию. Если бы Чентович взялся за это дело, МакКоннор мог бы оказаться для него сущим золотым дном, и прежде чем на горизонте возник бы Буэнос-Айрес, в кармане чемпиона очутилось бы несколько тысяч долларов». 

К счастью для МакКоннора, в игру вступил доктор Б., и состояние нефтяника было сохранено. Но, конечно, не факт, что впоследствии он не проиграл его, играя в рулетку, карты или делая ставки на что-нибудь еще. Увы, лудоманы частенько не могут остановиться вовремя. Но все же, МакКоннор мне скорее нравится, чем нет: ведь он умеет не только легко проигрывать на ставках, но и тяжело зарабатывать своим трудом. 

Кадр из фильма «Шахматная новелла» (1960)

Читая «Шахматную новеллу», понимаешь, в чем же очарование этой древней игры. А еще невольно приходит мысль, что человек, увлекающийся шахматами, вполне мог бы преуспеть и в ставках на спорт. Качества, которыми, как правило, обладают шахматисты, – четкий расчет, тщательный анализ ситуации, высокий интеллектуальный уровень, умение думать на несколько шагов вперед – по-моему, прекрасно подходят и для профессионального игрока. 

А вы играете в шахматы? 

P.S. Кстати, вы заметили, что я все же обошлась без главного спойлера? Тот, кто не читал «Шахматную новеллу», так и не узнал, чем же закончилась партия между Чентовичем и доктором Б. Можете попробовать спрогнозировать исход, а потом прочесть новеллу и проверить себя. 

Друзья! Если вам интересны мои тексты, буду рада видеть вас и в моем литературном блоге https://martatoss.blogspot.com/.