Алексей Олдин: «СРО необходимо продолжать деятельность»
И обратить внимание на американский футбол :)
Исполнительный директор СРО АБК Алексей Олдин недавно сменил правовую деятельность на спортивную — перешёл в Федерацию американского футбола России. О букмекерском бизнесе России, взаимоотношениях БК со спортивными федерациями и о том, как амфут сделать российским, можно узнать из интервью исполнительного директора ФАФР.
Мою работу можно сравнить с работой в сельском хозяйстве
— Почему покинули должность исполнительного директора СРО?
— Работа в СРО — это прежде всего работа с документами, а я тот человек, который больше любит погружение в спорт, и близкого контакта с ним мне и не хватало.
Мой опыт и квалификация всё-таки подходят и для спортивного менеджмента, а работа в СРО очень специализированная и монотонная. Основная часть её связана с законопроектами, в чём у меня неплохой профессиональный опыт (я начинал в администрации Кирсана Николаевича), и обеспечением взаимодействия с членами Ассоциации.
Что под этим подразумевается? У всех есть своё мнение, и до букмекеров необходимо доводить информацию об изменениях, получать отклик, всё это суммировать, вырабатывать единую позицию СРО, дальше её озвучить, продвигать, отстаивать.
В какой-то момент предоставилась возможность на уровне консультанта помогать президенту Федерации, и сейчас я перешёл туда официально работать в качестве исполнительного директора. Мне интересно приложить свой опыт, помочь выстроить взаимоотношения с органами власти и заниматься развитием организационной работы.
— А почему именно амфут?
— Президент ФАФР Артемий Роговой — очень идейный человек, таких немного, с ним интересно работать. Скажу даже так: так или иначе спортивные федерации продвигаются такими людьми, как он. В настольном теннисе это Олег Николаевич [Завалюев], в борьбе — Георгий Павлович [Брюсов]. Какую федерацию ни возьми, всегда есть такой человек, который положил всего себя на то, чтобы эти федерации существовали. То же самое и с Артемием.
Там вообще вся команда — это очень увлечённые люди. Поэтому развитие и объём задач завораживают. Именно по этой причине я и заинтересовался американским футболом и не мог не принять этого предложения.
— Если я правильно понял, некоторое разочарование произошло именно в бумажной работе, а не в самом беттинге?
— Я не говорю о разочаровании. Когда мне точно так же предоставилась возможность поработать в беттинге, я воспользовался этой возможностью. Это был 2018 год. Пришлось многим пожертвовать, но поработать с Дариной — это как вытянуть лотерейный билет. Мои коллеги по Ассоциации — профессионалы высокого уровня в азартных играх, которые не просто понимают с полуслова, но уже и научились читать мысли друг друга.
— А каково ваше отношение к беттингу?
— По моему мнению, спорт и беттинг — это две стороны одной монеты. Не медали, а именно монеты. Они неразрывно связаны между собой, потому что беттинг невозможен без спорта.
На мой взгляд, букмекерство — это не просто какая-то азартная игра. Она подразумевает то, что человек, который увлекается футболом, всё знает про своих кумиров: сколько они забили и когда, или, наоборот, почему не забили, почему им нет оправдания и т.д.
Да и СМИ у нас вываливают всё, что даже порой тебе и не нужно. Например, история с Дзюбой — ну какое мне дело до личной жизни человека? Другой вопрос — поведение футболистов сборной, когда они нападают на людей в публичном пространстве, пользуясь условным ощущением безнаказанности. Но я не об этом хочу сказать, а о том, что люди сейчас обладают огромным массивом информации и извлекают оттуда знания, которые можно использовать.
Вот так и получается букмекерство, где человек не просто дёргает однорукого бандита в погоне за слепой удачей, а прикладывает именно свои знания. Ты что-то знаешь и пытаешься на этом ещё и заработать. Почему бы и нет?
Беттинг нельзя назвать азартом — это гармоничное развитие спорта, и другого объяснения для себя я не нахожу. Версий много, но моя именно такая.
— Вернёмся к американскому футболу. Это очень даже беттинговый вид спорта — в нём большое разнообразие ставок. То есть его можно сделать привлекательным для российских букмекеров. Или нет?
— До спонсорства, могу сказать, нам пока далековато. Но этот вид спорта должен быть популярным и массовым. В России пока такого нет, но он очень соответствует духу соотечественников, потому что там есть силовые элементы и соккер. Я думаю, что это всё в нашем духе. Был американским футболом, а станет «нашим».
Поэтому сделать американский футбол таким видом и продуктом, который будет востребован букмекером, — одна из основных наших задач. Почему? Потому что увеличится интерес, увеличится, я надеюсь, количество ставок, увеличится количество впечатлений.
Благодаря сотрудничеству с ними, мы сможем увеличить популярность дисциплины, научиться зарабатывать.
— Что для достижения этой цели надо сделать?
— Это сложный вопрос. Просто работать и выкладываться каждый день, тогда будет результат. Мою работу можно сравнить с работой в сельском хозяйстве — что посеешь, то и пожнёшь. Работа очень понятная: вспахать, засеять, ухаживать, потом собрать урожай. И у нас примерно такая же задача.
Т.е. наш труд состоит из решения многих маленьких задач, которые в итоге должны дать тот эффект, на который мы рассчитываем.
— Что это за задачи?
— Прежде всего, мы хотим, чтобы букмекеры обратили на нас внимание, и этот процесс уже идёт.
Если же смотреть немного изнутри, то нужно добиться стабильного качества картинки и регулярности трансляций. Я вижу так, что американский футбол должен транслироваться из каждого утюга, если образно говорить. Сейчас мы заняты тем, чтобы те, кто хочет, брал наши трансляции и размещал их у себя. Мы хотим привлечь молодое поколение, ориентировать его и научить разбираться в футболе.
— Достаточно ли матчей для такого продвижения?
— Да, у нас достаточно матчей, чтобы их показывать. Правда спортивный сезон короткий, но проблема не только в этом, но и в том, что наблюдается избыток подобного рода увлечений — и в эти узкие двери нужно как-то протиснуться.
— Но для этого всё равно нужны какие-то конкретные планы, предложения, которые были бы интересны спонсору.
— Спонсорство — это несколько доверительные отношения между федерацией и инвестором. Это как брак. Никто не приходит в спонсорство на один год, понимая, что это среднесрочные и даже долговременные вложения.
На MarSpo мы привлекли внимание с таким акцентом, что американский футбол — это один из самых недооценённых видов спорта, потому что амфут — это НФЛ, огромная махина. Там есть чему учиться, нам есть на что опираться, и в отличие от других видов спорта, у нас пока не раскрыт весь потенциал. Коллеги, которые присутствовали на этой сессии, ещё не знали о моём трансфере в федерацию и немного были удивлены. Также было приятно услышать рекомендации о том, как выстроить нашу бизнес-стратегию. Надеюсь, «Париматч» сделает и второй шаг по направлению к амфуту.
На данный момент слишком много задач надо решить для того, чтобы американский футбол стал привлекателен для коммерческого спонсорства. Тогда уже будет другой входной билет и другие условия. Не всегда всё происходит, как в голливудском фильме. Бывает много накладок — и человеческого, погодного, ещё каких-то факторов.
Букмекерский бизнес — один из самых высокотехнологичных в стране
— Насколько сложна работа с органами власти?
— Тяжёлая и требует предельной концентрации, как и всякая другая работа. Государство должно обратить внимание, что букмекеры выполняют две важнейшие функции: воспитывают и удерживают в стране высокопрофессиональные кадры, а также вкладывают деньги и разрабатывают собственными силами программное обеспечение — главный актив любого букмекера.
Да, тебе нужно ещё вложить деньги в «вау» — в маркетинг и раскручивание бренда, так как это твой бизнес, но тем не менее инвестиции в программное обеспечение крайне важны. Букмекерский рынок в России развивается семимильными шагами и является одним из самых высокотехнологичных в стране. Основа любой букмекерской конторы — IT-специалисты, думаю, букмекеры станут лидерами в освоении новых возможностей, которые могут дать нейросистемы.
— То есть наши могут справиться и без поставщиков?
— Дело в том, что производители софта оставляют за собой огромное количество возможностей, которые позволяют им держать руку на пульсе. В любой момент можно отозвать продукт, воспользоваться каким-нибудь предлогом, в том числе санкционным. Плюс иностранный софт требует адаптации к отечественным реалиям, что тоже не всегда возможно.
Можно его, конечно, переделать, переписать, но у нас сложилось так, что все стали развивать собственное ПО и вполне этим довольны.
— Государство эту роль букмекеров понимает?
— Наверное, государство этого не видит, к сожалению. Необходимо отделять спортивное букмекерство от всех прочих азартных игр. Мы в этом плане стоим немного особняком и являемся способом монетизации спорта. Букмекерский бизнес основан на том продукте, который создают спортивные федерации.
— А как государство воспринимает букмекеров?
— Это будет звучать слишком откровенно — как ресурс. Но видимо, так не только в отношении данной отрасли.
— Может ли это непонимание как-то быть связано с лудоманией?
— Лудомания — это болезнь, которая проявляется в плане зависимости, и неважно, от чего человек зависим. В данном конкретном случае он нашёл свою отдушину в ставках и как бы убежал от своих проблем. Кто-то находит утешение в алкоголе, наркотиках или компьютерных играх. Это всё одного порядка болезнь, и неважно, где ты решил скрыться.
Да, вопрос ограничения зависимых актуален, но все рычаги и механизмы придуманы, и я надеюсь, что их запустят. Но ведь также требуется и самодисциплина человека: тебе надо признать, что ты зависимый от чего-то и что зависимость эта нездоровая. Всё зависит от человека, и мы ничего не сможем сделать для него в этом плане. Ему необходимо самостоятельно определиться и решить свою проблему.
Хотелось бы, чтобы госполитика была понятна и стабильна
— Как кажется, Первая СРО сейчас более активна в медийном пространстве, чем Ассоциация букмекерских контор. Например, решила продолжать работу даже после появления ЕРАИ. С чем связана низкая активность СРО АБК в последнее время?
— СРО работает и будет работать, если вы про это. Я могу сказать своё личное мнение, безотносительно первой и второй СРО. В сложившейся ситуации у букмекеров, при всём их различии, должны быть профессиональные объединения. Потому что есть общая проблематика.
Например, в прошлом году Минэкономразвития вспомнило, что, оказывается, есть такой вид экономической деятельности, как букмекерская, и что её необходимо «пронумеровать». Так вот чтобы сдать помещение букмекеру, в разрешённых видах деятельности арендодателя должен быть указан код 4.8.2. В итоге придёт проверка и заявит: «У вас нет 4.8.2, значит, вы не имеете права сдавать помещение букмекерам». Даже если это офис разработчиков, а не ППС.
— Что в итоге получилось?
— Нам удалось правдами и неправдами собрать совещание с главами департаментов министерства, авторами этих поправок, был среди них даже представитель прокуратуры. Мы объяснили им проблему. Они покивали — и мы расстались на этом. Но это был частный эпизод.
Регулирование букмекерского рынка устроено так, что существует СРО. И если следовать ведомственной логике, то прежде чем выдвигать какую-то инициативу, которая касается бизнеса, её необходимо согласовать с каждым ведомством, а тут нас прямо проигнорировали. Ведь саморегулируемая организация законодательно наделена определённым функционалом. Весь институт СРО подразумевает, что госорган делегирует ей полномочия, для того чтобы себя разгрузить. Но теперь это убрали.
Так или иначе, я хочу пожелать коллегам продолжать свою работу, потому что доводить своё мнение, особенно коллективное, — это правильно. Необходимо продолжать деятельность, пускай и в другом статусе, но ведь не факт, что всё не вернётся на круги своя. Поэтому надо просто прожить этот новый этап, получить опыт, неважно, позитивный или негативный, осмыслить его и уже по результатам принять новое решение: продолжать, изменить или вернуться назад.
— В чём заключаются главные проблемы при взаимодействии БК с государством?
— Оговорюсь, что это моё личное субъективное мнение — отсутствие доверия.
— Как вообще выстроены отношения букмекерских компаний с госорганами?
— До недавнего момента букмекерский бизнес имел возможность прямого диалога с помощью СРО. Возможность изменить регулирование отрасли появилась благодаря регуляторной гильотине, «оператором» которой является Аналитический центр при Правительстве. У них сейчас сконцентрированы очень хорошие компетенции в регулировании области азартных игр, и, на мой взгляд, их надо сохранить.
Потому что министерства созданы для решения сугубо своих задач. Они их выполняют, а Аналитический центр способен всю эту информацию вбирать и давать рекомендации, к которым прислушиваются и которые могут оборачиваться законопроектом.
Например, силами экспертного сообщества букмекеров был пересмотрен огромный пласт «нормативки», лишнее было убрано, но какими силами! Бывало, нас звали в АЦ вот так: завтра в 12 часов вынь да положь. А мы вообще-то работаем, нам тоже нужно время.
Мы должны были под всё это подстраиваться, под этот непонятный бешеный темп, который спускали высокие руководители из правительства. Ну мы подстроились — мы не гордые. Нам сказали — мы сделали.
— Аналитический центр — это те люди, которые успевают за бизнесом?
— Да, АЦ — это та структура, которая заняла свою нишу: успевать за бизнесом, слушать его и находить некоторый компромисс между государственной политикой и интересами бизнеса. Всё-таки у нас государство считает, что право и регулирование любой деятельности происходит в соответствии с государственной политикой, в отличии от стран Запада, где государственная политика следует за бизнесом. Но хотелось бы, чтобы государственная политика была понятна и прозрачна в отношении каждого субъекта предпринимательской деятельности, ну и не менялась «каждые полгода», а была предсказуемо изменчива и стабильна.
— Какой подход — российский или западный — более подходит букмекерскому бизнесу?
— Сложный вопрос, не могу на него ответить. Отрасль ещё в поиске, давайте посмотрим, как будут развиваться дела дальше.
Беседовал Сергей Шведов.
Читайте также: