Стив Донахью: «Законный онлайн-рынок в России приведет к росту отрасли»
12 октября в Риге пройдет Riga Gaming Congress, посвященный вопросам развития и продвижения игорного бизнеса, а также его государственного регулирования. Одним из спикеров станет эксперт сферы гэмблинга из Великобритании Стив Донахью — консультант по бизнес-стратегиям и политике индустрии. В эксклюзивном интервью сайт Intelbet поговорил со Стивом о том, что такое идеальное игорное законодательство и как иностранный специалист оценивает правила, регулирующие букмекерскую отрасль в России.
На протяжении 20 лет Стив Донахью проводит консультации по вопросам ведения игорного бизнеса и его законодательного регулирования. Консультирует он не только представителей бизнеса, но и правительства разных стран. Так, по данным сайта Игорного конгресса Риги, на основании его рекомендаций пересмотрело свою нормативную базу по игорной индустрии правительство заморских британских островов Теркс и Кайкос, а некоторые бизнес-структуры полностью изменили свою финансовую политику. Также Стив выступает секретарем британской парламентской группы All Party Betting & Gaming, проводя семинары и консультируя парламентариев.
Доклад Стива Донахью на Игорном конгрессе в Риге будет посвящен законодательной базе игорной индустрии. В рамках доклада спикер сравнит игорные рынки Латвии и Великобритании, а также даст свои рекомендации по улучшению латвийской отраслевой политики.
— В моей работе мне приходится давать советы и операторам, и правительствам в других станах, поэтому необходимо знакомиться с их законодательством. Это очень интересно.
— Игорное законодательство можно считать идеальным только в одном случае — если все заинтересованные стороны (правительство, общество и индустрия) счастливы. Но такое случается редко. Поэтому закон, регулирующий азартный рынок — это всегда компромисс.
Я пристрастен, но я думаю, что в Великобритании хорошие законы, как и в Дании, и, если не учитывать некоторые вопросы, в Латвии.
— В 2016 году общая сумма ставок в наземных кассах составила 3,3 млрд фунтов, тогда как онлайн-ставок было сделано на 1,7 млрд. У нас наземные кассы существуют с 1961 года и на данный момент их 8700 штук. Но я думаю, что будущее за онлайном.
Офлайн-беттинг в кассах никуда не денется, но я вижу, что в ближайшие 5 лет доля ставок, сделанных в ППС, сократится на 50 % от текущего уровня. Посетители наземных касс старше, и у них больше времени для времяпровождения в кассах. Молодые же люди делают ставки со своих смартфонов и продолжат так делать в будущем.
— Из-за обязанности платить налоги многие британские игроки предпочитали играть «в офшорах», поэтому и большинство британских букмекеров открыло свои сайты, например, в Гибралтаре, на Олдерни или на Мальте. Правительство надеялось, что в случае изменения режима налогообложения в Великобританию вернутся и игроки, и букмекеры.
Это решение оказало позитивное влияние на развитие индустрии и очевидно сработало: если в 2000-2001 годах в Великобритании было сделано ставок на сумму в 7 миллиардов фунтов стерлингов, то к сезону 2003-2004 эта сумма выросла до 32 миллиардов фунтов. Правда, скажу, что этого было недостаточно, чтобы вернуть всех букмекеров в страну.
— Лучший ответ на этот вопрос даст правительство, поскольку регулирование индустрии азартных игр иногда очень сложно. Если цель — увеличить сумму дохода государства, я бы предположил, что налог на валовой доход своей компании должен платить букмекер.
— Иметь легальный онлайн-рынок всегда хорошо, так как он гарантирует, что общество защищено, а государство получит налоги. Это также означает, что рынок будет расти просто из-за того факта, что легче сделать ставку со смартфона или с компьютера, чем идти в наземную кассу. Онлайн также привлекает посетителей, которые не хотели бы, чтобы их видели в кассах, например, женщин. Поэтому я думаю, что рынок будет расти.
— Боюсь, что я не эксперт в российском законодательстве. Из того что знаю, можно сделать вывод, что в нем довольно много ограничений. Это не значит, что оно плохое — оно отличается. Индикатором того, насколько закон хороший, служит размер черного рынка. Если он мал, значит, закон работает.
— На этот вопрос я как раз буду более детально отвечать на конференции Riga Gaming Congress. Если вкратце, то британский закон более открыт и имеет большее количество операторов. Делает ли это закон лучше? Это решают три главные стороны: правительство, люди и игорная индустрия.
— Британским букмекерам интересны все рынки. Главные вопросы — это насколько легок доступ к ним, насколько большой рынок, какой налог, какова вообще стоимость выхода на этот рынок. Также важно, получит ли букмекер возможность рекламироваться на этом рынке и хочет ли регулятор видеть его у себя в стране.
На протяжении 20 лет Стив Донахью проводит консультации по вопросам ведения игорного бизнеса и его законодательного регулирования. Консультирует он не только представителей бизнеса, но и правительства разных стран. Так, по данным сайта Игорного конгресса Риги, на основании его рекомендаций пересмотрело свою нормативную базу по игорной индустрии правительство заморских британских островов Теркс и Кайкос, а некоторые бизнес-структуры полностью изменили свою финансовую политику. Также Стив выступает секретарем британской парламентской группы All Party Betting & Gaming, проводя семинары и консультируя парламентариев.
Доклад Стива Донахью на Игорном конгрессе в Риге будет посвящен законодательной базе игорной индустрии. В рамках доклада спикер сравнит игорные рынки Латвии и Великобритании, а также даст свои рекомендации по улучшению латвийской отраслевой политики.
— Приходится ли вам изучать игорное законодательство других стран для своей работы?
— В моей работе мне приходится давать советы и операторам, и правительствам в других станах, поэтому необходимо знакомиться с их законодательством. Это очень интересно.
— Что такое идеальное игорное законодательство? В какой стране, на ваш взгляд, оно идеально или близко к идеальному?
— Игорное законодательство можно считать идеальным только в одном случае — если все заинтересованные стороны (правительство, общество и индустрия) счастливы. Но такое случается редко. Поэтому закон, регулирующий азартный рынок — это всегда компромисс.
Я пристрастен, но я думаю, что в Великобритании хорошие законы, как и в Дании, и, если не учитывать некоторые вопросы, в Латвии.
— В Великобритании клиенты букмекерских контор предпочитают играть в наземных ППС или через Интернет?
— В 2016 году общая сумма ставок в наземных кассах составила 3,3 млрд фунтов, тогда как онлайн-ставок было сделано на 1,7 млрд. У нас наземные кассы существуют с 1961 года и на данный момент их 8700 штук. Но я думаю, что будущее за онлайном.
Офлайн-беттинг в кассах никуда не денется, но я вижу, что в ближайшие 5 лет доля ставок, сделанных в ППС, сократится на 50 % от текущего уровня. Посетители наземных касс старше, и у них больше времени для времяпровождения в кассах. Молодые же люди делают ставки со своих смартфонов и продолжат так делать в будущем.
— До 2001 года британские игроки должны были платить налог за свою игру на ставках. Потом законодательство изменилось, и налоги стали полностью обязанностью букмекеров. Как это сказалось на игровой активности в стране?
— Из-за обязанности платить налоги многие британские игроки предпочитали играть «в офшорах», поэтому и большинство британских букмекеров открыло свои сайты, например, в Гибралтаре, на Олдерни или на Мальте. Правительство надеялось, что в случае изменения режима налогообложения в Великобританию вернутся и игроки, и букмекеры.
Это решение оказало позитивное влияние на развитие индустрии и очевидно сработало: если в 2000-2001 годах в Великобритании было сделано ставок на сумму в 7 миллиардов фунтов стерлингов, то к сезону 2003-2004 эта сумма выросла до 32 миллиардов фунтов. Правда, скажу, что этого было недостаточно, чтобы вернуть всех букмекеров в страну.
— На ваш взгляд, кто вообще должен платить налог за игру на ставках: букмекерская контора или ее клиент?
— Лучший ответ на этот вопрос даст правительство, поскольку регулирование индустрии азартных игр иногда очень сложно. Если цель — увеличить сумму дохода государства, я бы предположил, что налог на валовой доход своей компании должен платить букмекер.
— В России закон лишь недавно разрешил букмекерам принимать ставки через Интернет. Как считаете, какую роль сыграет это в развитии рынка? Можно ли ждать всплеска игровой активности?
— Иметь легальный онлайн-рынок всегда хорошо, так как он гарантирует, что общество защищено, а государство получит налоги. Это также означает, что рынок будет расти просто из-за того факта, что легче сделать ставку со смартфона или с компьютера, чем идти в наземную кассу. Онлайн также привлекает посетителей, которые не хотели бы, чтобы их видели в кассах, например, женщин. Поэтому я думаю, что рынок будет расти.
— Знакомы ли вы с российским подходом к регулированию онлайн-букмекерства? Можете сказать, как оцениваете его с точки зрения эксперта в этой сфере?
— Боюсь, что я не эксперт в российском законодательстве. Из того что знаю, можно сделать вывод, что в нем довольно много ограничений. Это не значит, что оно плохое — оно отличается. Индикатором того, насколько закон хороший, служит размер черного рынка. Если он мал, значит, закон работает.
— Вы сказали, что британское игорное законодательство считаете одним из лучших. В чем, на ваш взгляд, его главные преимущества перед российским?
— На этот вопрос я как раз буду более детально отвечать на конференции Riga Gaming Congress. Если вкратце, то британский закон более открыт и имеет большее количество операторов. Делает ли это закон лучше? Это решают три главные стороны: правительство, люди и игорная индустрия.
— Как считаете, может ли российский рынок с его законами и правилами регулирования быть интересен британским букмекерам? Почему?
— Британским букмекерам интересны все рынки. Главные вопросы — это насколько легок доступ к ним, насколько большой рынок, какой налог, какова вообще стоимость выхода на этот рынок. Также важно, получит ли букмекер возможность рекламироваться на этом рынке и хочет ли регулятор видеть его у себя в стране.
Единственное, если игрок слишком крут и получает сверхдоходы, тогда можно еще назначить обычный подоходный налог, но если его доход составил за год выше определенной (и очень немалой) суммы.