В Италии запрещена реклама букмекеров: пострадают клубы Серии А

За две недели до старта Серии А сезона 2018/2019 в эшелонах власти страны был принят закон, запрещающий рекламу азартных игр на территории Италии. Итальянское футбольное сообщество взбудоражено. Рассказываем, как это может отразиться на нем, а также на букмекерском рынке страны, а также в какую сумму оцениваются возможные финансовые потери итальянских футбольных клубов.



Автор закона, запрещающего всю рекламу азартных игр по всей территории Италии – лидер движения «Пять звезд» Луиджи Ди Майо, чья партия получила 32% голосов на выборах в Парламент (второе место). Закон о полном запрете рекламы гемблинга был одним из основных постулатов партии при выдвижении. Исполнять свою кампанию партия начала сразу же после избрания. 7 августа закон прошел последнюю стадию одобрения в Парламенте, получив  155 голосов «за» против 125 «против». С 1 января 2019 года – никакой рекламы азартных игр на телевидении, радио, в интернете и в публичных местах.


Футбольные клубы Серии А отреагировали крайне негативно на закон, который подразумевает отсутствие спонсорских соглашений, прежде всего, с букмекерскими конторами. В сезоне 2017/18 сразу 12 клубов из 20, выступающих в элитном дивизионе Италии, имели спонсорские соглашения с различными букмекерами. Legalbet подготовил список действующих контрактов топ-клубов Серии А с букмекерскими конторами:


  • «Интер» сотрудничает в БК Bwin;
  • «Рома» сотрудничает с БК Betway;
  • «Наполи» сотрудничает с БК Planetwin365;
  • «Милан» сотрудничает с итальянской БК Snai;
  • «Ювентус» сотрудничает с азиатской БК F66.com и с Betfair.


Наибольший урон потерпит «Рома», которая только в прошлом сезоне заключила пятилетний контракт с БК Betway. Кроме того, совершенно непонятной выглядит ситуация с БК 1хBet: в прошлом сезоне контора стала одним из титульных спонсоров всей Серии А. Отказ от этого сотрудничества больно ударит уже по кошельку всей Федерации футбола Италии.


В целом итальянские футбольные клубы, по разным оценкам, потеряют от €120 миллионов до €700 миллионов (информация по многим сделкам не раскрывается).


Власти Италии предоставили период амнистии для действующих спонсорских соглашений: до середины 2019 года реклама будет еще разрешена. Предполагается, что к следующему сезону в Серии А абсолютно исчезнет упоминание о каком-либо виде гемблинга, кроме национальных лотерей.


Пока непонятно, что делать с рекламой букмекеров во время международных матчей (Лига чемпионов, Лига Европы), ведь по правилам УЕФА принимающая сторона обязана отдать некоторое количество площадей под гостевую рекламу. В большинстве случаев это реклама именно букмекерских контор.


Букмекеры, работающие на территории Италии, возмущены: мало того, что им приходилось получать разнообразные лицензии для работы в стране (соответственно, платить налоги и другие отчисления), так теперь их лишат еще и рекламы. Букмекерская контора Paddy Power Betfair уже объявила, что уходит с итальянского рынка в 2019 году.


Европейская игровая ассоциация и Итальянская игровая ассоциация онлайн  говорят о том, что закон о запрете рекламы не даст того эффекта, который надеется получить правительство Италии. Азартные люди не перестанут играть и делать ставки на спорт, они просто начнут это делать на теневом рынке. Таким образом, закон будет иметь «контрпродуктивный эффект». Полный текст общего письма двух организаций в Парламент можно найти по этой ссылке.


Несмотря на целую армию оппозиционеров, закон о полном запрете рекламы гемблинга в Италии уже одобрен и вступит в силу с 1 января 2019 года.