Выборы и легализация гемблинга в Бразилии, ЕС ужесточит правила AML

О мировых новостях азартного бизнеса в рубрике Legalbet и 4H.

В новом выпуске международных новостей к Илье Курочкину присоединяется Мишель Резник, главный специалист 4H по банкингу и платежам и руководитель этого направления в агентстве.

Европа

EGBA выступила с поддержкой внедрения совместных правил по борьбе с отмыванием денег (AML) на территории ЕС. Европейская комиссия ещё в июле 2021 года начала консультации относительно пакета законодательных предложений по усилению AML. В соответствии с предложениями должен появиться один централизованный орган (Управление по борьбе с отмыванием денег ЕС), который будет заниматься этой проблемой на территории всех стран, которые входят в Европейский союз.

Появятся новые чёрный и серый списки для определения стран с наиболее высокими рисками по отмыванию денег. Также в ЕС будет установлен лимит в 10 тысяч евро на платежи наличными, а существующие способы контроля будут распространены и на сектор крипто-активов.

EGBA приветствовала, что гемблинг бы включён в число сфер, которых коснутся новые правила. Ассоциация также готова поддержать предлагаемые варианты контроля с помощью создания первого всеевропейского руководства по борьбе с отмыванием денег в секторе онлайн-гемблинга. Там считают, что сейчас подобного инструмента не хватает. EGBA отметила: необходимо, чтобы роли местных органов и единого управления по борьбе с отмыванием денег ЕС были чётко разграничены во избежание двойной отчётности и лишних трат на административные и комплаенс-процессы.

Комментарий Ивана Курочкина

Главное, что хочется отметить, — это то, что новый пакет законопроектов достаточно обширный. В прошлом ЕС пытался улучшить меры по борьбе с отмыванием денег с помощью набора директив. В отношении AML таких директив уже было пять. «Директива» — это законодательный акт, устанавливающий некую цель, которую должны стремиться достичь все страны ЕС. Однако отдельные страны могли достаточно свободно трактовать способы и методы достижения таких целей.

В новом законодательном пакете ЕС издаёт новую, шестую, директиву, объявляя о создании специального органа по борьбе с отмыванием денег, а также обязывая перенести некоторые положения предыдущей, пятой, директивы в национальное законодательство. Например, правила о национальных органах контроля и подразделениях финансовой разведки в государствах-членах Евросоюза. 

Вне сомнений, такой подход должен поспособствовать гармонизации законодательства и унификации мер по борьбе с отмыванием денежных средства на территории ЕС.

Ещё один важный аспект, о котором стоит упомянуть. Включение азартных игр в законодательный пакет также открывает для EGBA возможность предлагать ЕС больше помощи в таких вопросах, как борьба с отмыванием денег, поскольку азартные игры имеют долгую и сложную историю рисков, связанных с мошеннической финансовой деятельностью. В некоторых отношениях, индустриальный опыт, полученный в процессе работы над регулированием азартных игр, может предложить дополнительные способы улучшения общих мер и правил борьбы с отмыванием средств в ЕС.

Бразилия

Нижняя палата парламента страны (Палата депутатов) обсудила и одобрила на специальной комиссии предложения о легализации гемблинга. По поводу этой инициативы уже давно идут дискуссии, и ещё не так давно правительство даже её поддерживало. Однако в итоге идея встретила сопротивление евангелистской части руководства, а президент Жаир Болсонару заявил, что в этом году точно не до этого.

Часть парламентариев, которая по-прежнему ратует за легализацию и регулирование азартных игр в Бразилии, собрала рабочую группу и подготовила новый документ в поддержку инициативы. В нём сделано всё, чтобы уменьшить критику за недостаток проверок, отношения с криминальными организациями и риски здоровью общества из-за лудомании.

Также в документе отмечается, что разрешение на начало оперирования должен выдавать исключительно специальный регуляторный орган, а не власти на местном уровне, что предлагалось ранее. Всё это, по мнению авторов новой версии законодательной инициативы, делает регулирование более жёстким и контролируемым.

Комментарий Мишеля Резника

Мы приветствуем любую инициативу государства по легализации и регулированию азартных игр. Так, видимо, правительство Бразилии наконец-то собирается создать в стране регулируемый и легальный рынок азартных игр. 

Ситуация с этой конкретной инициативой бразильских законодателей выглядит многообещающей, но её будущее достаточно туманное, поскольку необходимо сначала избавиться от ряда препятствий, которые ожидают законопроект на пути к обсуждению в сессионном зале.

Первое препятствие — отсутствие опубликованного отчёта рабочей группы по регулированию азартных игр. Источники в Бразилии сообщают, что крайний срок для представления отчёта установлен где-то на второй неделе декабря, но даже если он дойдёт до стадии обсуждения, есть вторая проблема — это всеобщие выборы, которые должны состояться в 2022 году. Они, в свою очередь, могут полностью заблокировать рассмотрение законопроекта о регулировании азартных игр, так как правительство попросту может отложить его, пока всеобщие выборы не будут проведены.

На данный момент законопроект имеет 50-процентные шансы на успех. Ситуация требует постоянного мониторинга и более целенаправленного подхода, поэтому не будет удивительным, если до конца года из Бразилии поступит больше новостей относительно процесса легализации игорного бизнеса.

Мир

Международная ассоциация честного беттинга (IBIA) предупредила о том, что товарищеские футбольные матчи, которые не проходят под эгидой какой-либо организации, становятся мишенью для криминальных группировок.

Университет Никосии провёл исследование, которое выявило, что в период с 2016-го по 2020-й более чем в 250 товарищеских матчах европейских клубов была замечена подозрительная активность. В исследовании приняли участие 700 игроков, находившихся на Кипре, в Греции и Мальте, и больше четверти из них (26,5%) заявили, что принимали участие в товарищеских встречах, которые им показались подозрительными.

В случае с официальными матчами обычно существуют договорённости между организаторами и компаниями-поставщиками, однако по товарнякам данные доступны всем абсолютно бесплатно. Недостаток какого-либо надзора за такими матчами и доступность рынков в линиях операторов с Кюрасао или Филиппин оставляют большой простор для организации договорных матчей. IBIA рекомендовала УЕФА всерьёз заняться регулированием товарищеских игр клубов всех 55 европейских футбольных ассоциаций.

Комментарий Ивана Курочкина

Исследование, проведённое Международной ассоциацией мониторинга добросовестности спортивных ставок, говорит нам о практически полном отсутствии контроля за проведением договорных матчей в странах Европы.

Исходя из текста статьи, товарищеские поединки находятся в определённом «лимбе» — с одной стороны, крупные европейские организации вроде УЕФА не осуществляют контроль над организацией товарищеских игр, а с другой — операторы спортивных ставок дают возможность делать ставки на такие игры, тем самым перекладывая весь риск на своего клиента. Причём часто виновниками в организации договорных матчей становятся функционеры клуба или сами игроки.

Поправляя шапочку из фольги у себя на голове, осмелюсь предположить, что посредством организации договорного матча некоторые функционеры стремятся поправить финансовое положение (конкретно своё или клуба — сложно сказать), не задумываясь о рисках и ответственности, которые связаны с такой деятельностью.

Мошенничество в официальных турнирах строго запрещено, и ответственность за соблюдение правил честной игры ложится, в том числе, и на организацию, выступающую автором турнира. Например, УЕФА уже 12 лет тесно сотрудничает с компанией Sportradar, которая предоставляет услуги по мониторингу ставок, тем самым защищая честность соревнований Союза и его членов, чтобы избавить спорт от договорных матчей.

Возможно, результатом публикации отчета IBIA будет расширение сотрудничества европейских футбольных организаций с такими сервисами, как Sportradar, для обеспечения честных условий игры. А возможно, недавние планы УЕФА по увеличению количества турниров приведут к уменьшению количества товарищеских игр. Впрочем, если ситуация не улучшится, то вполне реально ожидать введение запрета на приём ставок в товарищеских играх.

Италия

Доходы индустрии азартных игр в октябре упали на 1,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В то время как казино показали хорошие результаты, беттинг, наоборот, был в упадке. Общий доход индустрии составил 243,9 миллиона евро, на долю казино пришлось 148,8 миллиона — лучший показатель с мая этого года.

Беттинг принёс в общую копилку 117,9 миллиона евро. Это падение на 51,6% по сравнению с октябрём 2020 года. По отношению к сентябрю 2021-го также зафиксировано падение на 37,1%. Онлайн-беттинг сделал только 76,1 миллиона евро прибыли — в этом году только в одном месяце результат этой сферы был хуже.

Читайте также: