«Второе чтение – ключевое». Чего ожидать от Госдумы и закона о Едином регуляторе

Сроки, нюансы, аналитика.

Законопроект о создании Единого регулятора азартных игр в России, предложенный депутатами Станкевичем и Дерябкиным, вошёл в новую стадию: Госдума приняла его в первом чтении. Особенных изменений после него документ не претерпел. На сайте Госдумы указано, что поправки ко второму чтению предлагается направлять до 22 декабря.

Юрист и основатель компании «Правовая линия» Мария Лепщикова даёт разъяснения по срокам принятия и основным нормам, прописанных в проекте закона.

Новый год – рубикон

Второе чтение всегда является ключевым, потому что суть многих норм, принимаемых в первом чтении, может меняться ко второму. В действующем законодательстве прописаны так называемые субъекты законодательной инициативы, и это не только депутаты, правительство или президент – круг довольно широк. Эти субъекты законодательной инициативы имеют право предоставлять поправки ко второму чтению, поэтому специально для этого существует временной промежуток между рассмотрениями.

Если к 22 декабря в силу различных обстоятельств поправки от субъектов законодательной инициативы не поступят в Госдуму или, например, будут некорректно обработаны, то рассмотрение может сдвинуться. 

Тот же самый 270-й закон, который вступил в силу 30 сентября, был принят в первом чтении 15 мая 2019 года, а правки ко второму должны были быть предоставлены к 29 мая. Однако второе чтение состоялось в конце июля 2020 года. Поэтому в данном случае 22 декабря не является жёстким сроком.

На мой взгляд, основных варианта два. Первый – форсированное принятие законопроекта, и тогда оно должно произойти до Нового года, а мы уже в январе будем иметь вступивший в силу новый закон. Второй – нефорсированное, а очень вдумчивое, с анализом правок, и тогда процесс растянется не некоторый промежуток времени. На какой именно – делать прогнозы не стоит. Скорее всего, в этом случае второе чтение вряд ли произойдёт раньше 1 марта. Но это исключительно моё субъективное мнение. 

Простой – риск ухода клиентов в офшоры

Мы все надеемся, что рассмотрение законопроекта пойдёт по второму сценарию. Потому что в противном случае мы получим ситуацию, когда отменятся нормы про нынешние СРО и ЦУПИС, а Единого регулятора и его ЦУПИС в том виде, в котором они должны быть к 1 января, ещё не появится. А если и появится, то букмекеры не успеют за один день подключиться к новому ЦУПИС. То есть, если принимать закон быстро и мало его править, то существует вероятность, что на какое-то время все букмекеры приостановят работу. Потому что по старым правилам уже нельзя, а по новым невозможно. Это не самый вероятный сценарий, но его нельзя вообще исключать и нужно опасаться. Нынешний текст законопроекта составлен так, что он вступает в силу в подавляющем большинстве норм сразу после опубликования и не предусмотрен переходный период, в течение которого должны быть решены организационно-технические вопросы.

Если такой переходный период будет качественно прописан, то он позволит избежать перерывов в работе. Если государство заинтересовано в повышении целевых отчислений, то, наверное, оно заинтересовано и в том, чтобы не было простоя. Потому что простой – это, во-первых, полное отсутствие каких-либо целевых отчислений, а во-вторых, ещё и определённый риск того, что конечный потребитель, нуждающийся в получении услуги, может обратиться за ней к нелегальному сектору. И нет уверенности, что эти игроки потом вернутся в легальное поле.

Часть букмекеров не смогут работать по новым условиям

Но даже если перерыва в работе БК не будет, то существует другой серьёзнейший момент. Есть букмекеры крупные, а есть некрупные. И почти нет компаний, которые предлагают пари только на один спорт – в линиях всегда разнообразие. Вообще в РФ зарегистрировано 108 общероссийских спортивных федераций и ещё 32 НКО наделены правами таких федераций. Можно говорить, что в России 140 видов спорта, и у каждого есть наделённая правами в этой области организация. 

Конечно, все 140 видов, наверное, не представлены ни в одной БК, но необходимое для полноты линии количество исчисляется десятками, а не единицами. Если эти десятки умножить на прописанный в законопроекте ежеквартальный минимум в 5 млн рублей в сторону каждой спортивной федерации, то получится сумма, которая для одних букмекеров не будет выходить за пределы 1% от всех принятых ставок, а для других, с меньшим оборотом – будет. Это не позволит части субъектов рынка продолжать деятельность.

Но даже для тех, кто сможет платить, 1% от принятых ставок – это очень большая нагрузка. Сейчас букмекеры отчисляют 5% от разницы между суммами принятых ставок и выплаченных выигрышей, и 1% от «входа» несоразмерно больше в абсолютном выражении. Также существует нижний порог отчислений в 15 млн в квартал, и это совсем не 250 млн в сторону, условно, 50 федераций. 

Государство в той или иной степени хочет больше денег от букмекерской деятельности, но для ряда операторов изменения, которые вносит законопроект, сопряжены не с бо́льшими платежами, а с необходимостью прекращать работу. Потому что при нормальном разнообразии линии некрупным букмекерам нужно будет платить непосильные деньги. Сейчас компании принимают ставки на десятки видов спорта, а платят 15 млн или 5%. Но эти 15 млн идут не трём федерациям, как по предлагаемым нормам, а всем. 

Крупные игроки смогут себе позволить разнообразие линии, а мелкие будут вынуждены его ограничивать. Это приведёт к тому, что у крупных БК линия, возможно, станет привлекательнее для клиентов за счёт большего разнообразия.

Читайте также: