Букмекеры – о лицензировании: нынешний механизм может остановить работу всей отрасли

Законодательство Российской Федерации сложно назвать простым для букмекеров. В том числе в части лицензирования новых участников рынка. Эксперты и профессионалы отрасли сходятся в том, что действующие правила создают неравные условия для разных компаний, и призывают к скорейшим переменам, однако шагов со стороны властей навстречу пока нет. Legalbet решил разобраться в этом вопросе: вкратце рассказываем о сути «конфликта», а также о мнениях участников рынка.

В чем проявляется «неравенство» и как оно сформировалось?

С апреля 2010 года в РФ действуют новые правила лицензирования букмекерских контор, согласно которым компании должны иметь чистые активы на сумму не меньше миллиарда рублей и банковские гарантии не ниже 500 миллионов рублей. Однако ряд операторов, получивших лицензии до апреля 2010 года, работают по старым правилам: они не обязаны иметь банковских гарантий, а минимальная сумма чистых активов для них составляет 100 миллионов рублей. Всего таких компаний 13. Услуги в интернете оказывают 8 из них.

В число «старожилов» входят букмекерские конторы «Мостбет», «Фонбет», Betcity, «Лига Ставок», Winline, «Пари-Матч», Tennisi и 888.ru.

Изначально этим компаниям было разрешено вести деятельность на старых условиях до истечения сроков лицензий, однако последующие поправки в законодательство, принятые в 2011 году, сделали эти самые лицензии бессрочными.

Соответственно, компании, получавшие свои лицензии уже после весны 2010 года, делали это по новым правилам: для них наличие банковской гарантии в 0,5 миллиарда рублей и чистые активы в 1 миллиард стали обязательными.

Инициатива о внесении изменений: не то, чего ждут букмекеры

Разговоры о пересмотре условий лицензирования букмекерских контор на территории РФ возобновились с новой силой после того, как лидер партии «Коммунисты России» и бывший кандидат на пост президента Максим Сурайкин заявил, что готовит официальный запрос в Министерство финансов с просьбой уравнять требования для всех букмекеров на территории страны. А если точнее — сделать наличие банковской гарантии обязательным для всех.

По словам политика, то обстоятельство, что некоторые компании работают на территории РФ «без особых обязательств» (без банковских гарантий и чистых активов в 1 млрд рублей. — Прим. ред.), может представлять угрозу безопасности клиентов.

«Что будет, если какой-нибудь букмекер решит устроить искусственный процесс банкротства или сбежать с капиталами за границу? Пострадают тысячи людей», — считает Сурайкин.

Именно это требование вызвало возражения представителей букмекерской отрасли.

Банковские гарантии как камень преткновения

В 2014 году были приняты поправки, согласно которым букмекеры обязаны выплачивать по 30 миллионов рублей в компенсационный фонд саморегулируемых организаций (СРО) на случай, если какая-то компания по той или иной причине окажется не в состоянии выплачивать выигрыши своим клиентам. После введения этой нормы многие эксперты начали ставить под сомнение необходимость банковских гарантий, так как компенсационный фонд, по их мнению, попросту дублирует функции гарантий.

«За все время действия нормы, обязывающей иметь банковскую гарантию, не было ни единого случая ее применения. Законодатель ввел эту норму, но забыл проработать механизм обеспечения ее исполнения», — говорит президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» Дарина Денисова.

По словам эксперта, получить банковскую гарантию становится невозможно по многим причинам, не зависящим от букмекерских компаний, в числе которых и нынешнее состояние российской банковской системы.

«Состояние банковской системы таково, что ни один банк не сможет выдать гарантию размером в 500 миллионов рублей. По нашему мнению, самым эффективным механизмом обеспечения прав игроков является компенсационный фонд. Мы просим не преференции, а устранения зарегулированности деятельности букмекерских контор».

По мнению Денисовой, требование банковских гарантий ставит в неравное положение и самих игроков, так как клиенты БК с банковскими гарантиями находятся в ином положении, нежели игроки, делающие ставки у букмекеров, которые этих гарантий не имеют.

Что даст рынку пересмотр действующих условий лицензирования?

По мнению экспертов, действующие нормы закона являются одним из главных препятствий, мешающих конкурентоспособным западным игрокам развернуть свою деятельность в России. При нынешних условиях лицензирования иностранным компаниям проще работать с российскими игроками «из тени», чем пытаться подстроиться под реалии отечественного рынка. Уравнение требований к лицензированным букмекерам, утверждают они, способно побудить нелегальных операторов выйти из офшоров и может стать гораздо более действенной мерой, чем отмена двойной идентификации игроков.

«Мы считаем, что условия получения лицензий должны быть одинаковыми для всех, тем более речь идет о снятии барьеров в отношении всех БК. Рынок должен жить и развиваться по единым правилам и стандартам без исключения, — комментирует сложившуюся ситуацию Дарина Денисова. — Мы должны создать такие условия, чтобы отечественные БК могли действовать не только в России, но и осуществлять экспансию на другие рынки, сохраняя при этом статус налогоплательщика».

Какие изменения нужны букмекерскому рынку?

Представители СРО и букмекерских компаний признают, что закон есть закон, но считают, что изменения можно осуществить, избежав в том числе и больших финансовых потерь. Своим взглядом на это делится также президент одной из саморегулируемых организаций букмекеров:

«Основной вопрос, которым занимается СРО на данный момент, — это вопрос применения банковской гарантии для букмекерских компаний. Потребуется ли для этого переоформление лицензий? Мы считаем, что может и не потребоваться. Это лишний бюрократический механизм, который может остановить работу всей отрасли».

Г-жа Денисова также выразила обеспокоенность тем фактом, что правила ведения букмекерского бизнеса в РФ устанавливаются без учета мнения СРО.

«Законодатель устанавливает правила для букмекерских контор без учета мнений саморегулируемых организаций, хотя право участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и вносить на рассмотрение органов государственной власти предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики предоставлено нам профильным законом с момента его принятия», — подчеркивает руководитель СРО.