Фильм о ставках «Экспресс» берёт антуражем и окружением. Но не самими ставками
Отдали дань уважения 2000-м.
Кинематограф часто касается темы азартных игр, ставок на спорт в том числе: крутые парни, жаждущие быстрых денег, нелегальные схемы, аферы — в общем, всё в стиле классических бондиан. Гай Ричи снял «Большой куш», «Острые козырьки» начали с подпольных букмекерских контор, и даже в СССР успели выпустить «Футболиста» про договорняки.
Пришла пора и российского авторского кино про ставочников — в сентябре 2022 года на экраны вышел фильм с говорящим названием «Экспресс». Он больше про попытку вытянуть счастливый билет и заигрывание с судьбой, но добрая часть экранного времени происходит в ППС, поэтому проверим, насколько картина правдоподобна со ставочной точки зрения.
Дропы, фрибеты, лудка — всё в цель
Уже вторая сцена фильма переносит зрителей в ППС букмекерской конторы «Паришанс», в который главный герой Сос (Саша Сосланов) приводит своего нового знакомого. С какой целью? Конечно же, оформить на него дропа. Парниша-то бонусхантер и покупает клубную карточку с бездепом в 1000 рублей за 300.
Сразу отметим внимание к деталям — когда Саша впервые приходит в «будку», то спрашивает знакомую кассиршу. Но оказывается, что девушка уволилась, а её место заняла новенькая, что заметно расстраивает Соса: новый кассир вряд ли пойдёт на уступки в случае чего, вот была бы знакомая...
Но есть в ситуации с кассиром и небольшая неточность: Сос вместе с дропом регистрирует на него клубную карту и буквально через 10 минут приходит ставить по ней на фрибет... Ну вряд ли кассир настолько невнимательная, чтобы не заметить дроповода-бонусхантера.
Ну а сама ставка — полнейшая лудка: Саша заряжает экспресс из восьми событий, вроде победы «Тамбова» над «Спартаком», двух голов в первом тайме матча московского «Динамо» и исхода встречи «Челси» — «Ливерпуль». Общий кэф купона зашкаливает — судя по дальнейшим разговорам Сосланова с другими героями, потенциальный выигрыш экспресса составлял около ляма, то есть коэффициент как минимум 1000.00.
Сос проходит через кучу передряг: его выселяют из общаги, он теряет клубную карту, оказывается в тюрьме, убегает от местных гопников, но всё-таки находит клубную карту… Тем временем зашло семь из восьми событий, и Саша приходит в ППС, где ждёт завершения матча «Челси» с «Ливерпулем».
И тут случается главный эпик-фэйл ставочной линии сюжета. В последний момент тот самый дроп, испытывающий финансовые проблемы, решает попытать удачу в ставках. Приходит в тот же ППС и просит того же самого кассира зарегистрировать новый аккаунт. Важно, что сотрудник уточняет, есть ли у дропа аккаунт, и тот уверяет, что такового нет.
Кассир регистрирует дропа заново, перенеся заветный экспресс на его новую клубную карту... При том, что «владелец» старой карты, он же главный герой, находится в той же комнате.
В целом ставочный сюжет прописан неплохо. Видно, что сценарий писал человек, разбирающийся в беттинге. Ну а последний фэйл с новой картой спишем на художественное допущение — ради драматичной развязки можно.
Снято душевно
Порой всё происходящее напоминает некий симбиоз «Спортлото-82» и «Брюса Всемогущего» — да-да, именно их. Главный герой вроде бы и неудачник, но старается вылезти из всего, что его окружает. В указанных выше фильмах ему бы так и продолжало не фартить до последнего, а тут начинает везти, поэтому на фоне всей серости современной России, которую так бережно выстраивали оператор и художник-постановщик, это кажется глотком свежего воздуха. Нет той безнадёги, как у Юры Быкова, но нет и полнейшей ахинеи, как в современных комедиях.
Сюжет о сложных отношениях (даже со счастливой судьбой) в картине основной, но не единственный — тут работает окружение: провинция на Северном Кавказе и обилие второстепенных, жанровых, героев, которым хочется сопереживать. Тут и таксист Виктор, в лучших традициях «а у вас брата нет?» из «Брата 2»; вечно куда-то спешащий Саша, благо не Шурик; Серый, истинный поэт нашего века в сцене с горящей аптекой. Даже горцы и прочие атрибуты Кавказа тут близкие и работающие.
В плане антуража режиссёру-дебютанту Братову удалось покорить при просмотре — это классно и свежо, но сам сюжет (со ставочной точки зрения) просто нужен для разгона картины. Герои раскрываются где-то там, а ППС — это просто классная и необычная завязка. Есть тут какая-то дань уважения нулевым, ведь сейчас индустрия ушла в приложения на телефоне.
И прямо сейчас кино работает по одной простой причине — каждый из нас верит в чудо, когда составляет экспресс. И главный герой этим берёт за душу.
При участии Александра Семкина.
Читайте также:
Специально пересмотрел момент с приходом «дропа» в будку в конце фильма: кассир у него спрашивает есть ли клубная карта, но звучит это как «Есть ли у вас аккаунт в нашей БК?») Даже если и нет, это всё равно выглядит подозрительно: Сос, игравший раньше по карте, которую она «восстановила» по паспорту дропа, находился в той же будке)
В общем, такие подозрительные телодвижения у кассира точно вызвали бы вопросы)
По второму. Дроп такой же неопытный и ему как вопрос задали, так он и ответит буквально. Спросят - есть ли карта, он скажет нет. Есть ли аккаунт, он скажет не знаю/нет/да (тут запутается). Регистрировались ли ранее, он скажет да, было дело. Так что он скорей всего помнит, что его оформляли в этой конторе, но карты у него нет. И на вопрос есть ли карта, он ответил прямо, что карты нет, но это не значит, что он не помнил, что ему там выдавали карту, а потом забрали. И кассирше тоже без разницы, что он растерян и не помнит или не знает чего-то. Ей дали задание, выдать карту, новую или на замену утерянной, она сделала и дальше будет отдыхать. Кассирш волнует только заполнить правильно купон по ставочным квитанциям и не выдать лишней суммы по выигрышам. А закулисные движухи выше ее понимания, особенно для новенькой. Не считаю эти моменты ляпами. В жизни будет как раз в 19 случаях из 20, что игрок ей расскажет о нюансе с чужой картой, пообещает долю за помощь с обналом и она согласится. На таких работах все кассирши и администраторши не прочь заработать сверху з/п. Тем более ставка то честно выиграла и лучше ее выдать с выгодой для себя, чем не выдать, зная, что **** не придет по ней и на ровном месте не получить доход.