Фильм о ставках «Экспресс» берёт антуражем и окружением. Но не самими ставками

Отдали дань уважения 2000-м.

Кинематограф часто касается темы азартных игр, ставок на спорт в том числе: крутые парни, жаждущие быстрых денег, нелегальные схемы, аферы — в общем, всё в стиле классических бондиан. Гай Ричи снял «Большой куш», «Острые козырьки» начали с подпольных букмекерских контор, и даже в СССР успели выпустить «Футболиста» про договорняки.

Пришла пора и российского авторского кино про ставочников — в сентябре 2022 года на экраны вышел фильм с говорящим названием «Экспресс». Он больше про попытку вытянуть счастливый билет и заигрывание с судьбой, но добрая часть экранного времени происходит в ППС, поэтому проверим, насколько картина правдоподобна со ставочной точки зрения.

Дропы, фрибеты, лудка — всё в цель

Уже вторая сцена фильма переносит зрителей в ППС букмекерской конторы «Паришанс», в который главный герой Сос (Саша Сосланов) приводит своего нового знакомого. С какой целью? Конечно же, оформить на него дропа. Парниша-то бонусхантер и покупает клубную карточку с бездепом в 1000 рублей за 300.

Сразу отметим внимание к деталям — когда Саша впервые приходит в «будку», то спрашивает знакомую кассиршу. Но оказывается, что девушка уволилась, а её место заняла новенькая, что заметно расстраивает Соса: новый кассир вряд ли пойдёт на уступки в случае чего, вот была бы знакомая... 

Но есть в ситуации с кассиром и небольшая неточность: Сос вместе с дропом регистрирует на него клубную карту и буквально через 10 минут приходит ставить по ней на фрибет... Ну вряд ли кассир настолько невнимательная, чтобы не заметить дроповода-бонусхантера. 

Ну а сама ставка — полнейшая лудка: Саша заряжает экспресс из восьми событий, вроде победы «Тамбова» над «Спартаком», двух голов в первом тайме матча московского «Динамо» и исхода встречи «Челси» — «Ливерпуль». Общий кэф купона зашкаливает — судя по дальнейшим разговорам Сосланова с другими героями, потенциальный выигрыш экспресса составлял около ляма, то есть коэффициент как минимум 1000.00.

Сос проходит через кучу передряг: его выселяют из общаги, он теряет клубную карту, оказывается в тюрьме, убегает от местных гопников, но всё-таки находит клубную карту… Тем временем зашло семь из восьми событий, и Саша приходит в ППС, где ждёт завершения матча «Челси» с «Ливерпулем». 

И тут случается главный эпик-фэйл ставочной линии сюжета. В последний момент тот самый дроп, испытывающий финансовые проблемы, решает попытать удачу в ставках. Приходит в тот же ППС и просит того же самого кассира зарегистрировать новый аккаунт. Важно, что сотрудник уточняет, есть ли у дропа аккаунт, и тот уверяет, что такового нет. 

Кассир регистрирует дропа заново, перенеся заветный экспресс на его новую клубную карту... При том, что «владелец» старой карты, он же главный герой, находится в той же комнате. 

Чисто технически восстановить клубную карту можно, причём без особых проблем. Приходишь, сообщаешь об утере, предоставляешь все документы, и карту восстанавливают со всеми играющими ставками. Но зарегистрировать новый аккаунт на человека, чьи данные есть в базе, — это ну слишком неправдоподобно.

В целом ставочный сюжет прописан неплохо. Видно, что сценарий писал человек, разбирающийся в беттинге. Ну а последний фэйл с новой картой спишем на художественное допущение — ради драматичной развязки можно.

Снято душевно

Порой всё происходящее напоминает некий симбиоз «Спортлото-82» и «Брюса Всемогущего» — да-да, именно их. Главный герой вроде бы и неудачник, но старается вылезти из всего, что его окружает. В указанных выше фильмах ему бы так и продолжало не фартить до последнего, а тут начинает везти, поэтому на фоне всей серости современной России, которую так бережно выстраивали оператор и художник-постановщик, это кажется глотком свежего воздуха. Нет той безнадёги, как у Юры Быкова, но нет и полнейшей ахинеи, как в современных комедиях.

Сюжет о сложных отношениях (даже со счастливой судьбой) в картине основной, но не единственный — тут работает окружение: провинция на Северном Кавказе и обилие второстепенных, жанровых, героев, которым хочется сопереживать. Тут и таксист Виктор, в лучших традициях «а у вас брата нет?» из «Брата 2»; вечно куда-то спешащий Саша, благо не Шурик; Серый, истинный поэт нашего века в сцене с горящей аптекой. Даже горцы и прочие атрибуты Кавказа тут близкие и работающие.

В плане антуража режиссёру-дебютанту Братову удалось покорить при просмотре — это классно и свежо, но сам сюжет (со ставочной точки зрения) просто нужен для разгона картины. Герои раскрываются где-то там, а ППС — это просто классная и необычная завязка. Есть тут какая-то дань уважения нулевым, ведь сейчас индустрия ушла в приложения на телефоне.

И прямо сейчас кино работает по одной простой причине — каждый из нас верит в чудо, когда составляет экспресс. И главный герой этим берёт за душу. 

При участии Александра Семкина.

Читайте также: