«Футбол в кибере — всё равно что стрельба из лука в традиционных видах спорта»

Об эксперте:
Директор медианаправления ESforce Holding, руководитель Cybersport.ru и RuHub. Cтоял у истоков создания портала «Чемпионат.com». В ноябре 2017 года команда, в которой Николай занимал позицию директора по маркетингу, вывела на российский рынок первого международного букмекера — bwin. Ведёт активную общественную деятельность: читает курсы о киберспортивных медиа в Международной школе спортивного менеджмента и Финансовом университете при правительстве РФ.

Вторая часть большого интервью Николая Петросяна (первую читайте здесь) полностью посвящена киберспорту, с которым сейчас связана карьера бывшего директора по маркетингу компании bwin. Обсуждаем развитие этого вида и перспективы для букмекеров, бонусом — появление ЕРАИ и инициатива спортивных федераций изменить порядок перераспределения целевых отчислений.

На одном киберспорте букмекеру не выехать

— Сейчас вы полностью перешли в киберспорт. Скажите, почему именно он?

— У меня так складывается карьера, что я всегда пробую что-то новое. В «Чемпионате» мы начали делать цифровые медиа, которые, откровенно говоря, в середине нулевых не были такими крупными и не предоставляли тех возможностей, которые есть сейчас. Но их начинали делать мы, и «Чемпионат» был одним из первых.

В adidas меня звали создавать с нуля новое подразделение, связанное с лидерами мнений, соцсетями и пиаром, которого не было внутри компании.

Поэтому когда меня рекрутеры нашли и позвали в киберспорт, то я понял, что индустрия эта новая, развивается достаточно стремительно, какие-то вещи развиваются иногда диспропорционально быстро. Повышало мой уровень амбиций ещё то, что я про киберспорт ничего не знал, но при этом меня хантили и говорили, что важен мой медийный бэкграунд, а в специфике киберспорта я разберусь по ходу дела. 

Для меня это стало проверкой, новым вызовом, в котором было больше неизвестных, нежели понятных вещей. Главное было решить это уравнение.

— Адаптация прошла быстро? 

— Достаточно быстро, потому что я постарался провести определённые аналогии, параллели с традиционным спортом, найти сходства и различия и таким образом выстроить свою навигацию в мире киберспорта. 

Сейчас, естественно, я обладаю достаточными знаниями, читаю мастер-классы, лекции в Финансовом университете, например. Могу рассказывать непосвященному и даже вполне погружённому в тему человеку о специфике бизнеса, о том, куда он может дальше развиваться, куда можно инвестировать, где здесь что генерится и возникает прибыль. Но поначалу, в первые два месяца, было тяжеловато. Особенно с учётом того, что в киберспорте есть своя специфика. 

— Какие перспективы развития вы видите у российских команд? Насколько они сильны на международном уровне и может ли это как-то повлиять на популярность ставок на киберспортивные события?    

— Начнём с того, что российские команды достаточно популярны и успешны: Virtus.pro, Gambit Esports. Есть команда ForZe с богатой историей. Уже сейчас Россия есть на мировой киберспортивной карте и находится где-то в авангарде. Развитие отдельных киберспортивных организаций, как и спортивные результаты свидетельствуют об этом. Такую развитую инфраструктуру бизнеса, как у нас, надо ещё поискать.

На данный момент Россия находится где-то рядом с такими странами, как Китай, где киберспорт пользуется государственной поддержкой, и США, где есть очень много шальных, венчурных денег и инвесторы ищут куда их ещё бы пристроить. Конечно, есть ещё куда расти как и самому киберспорту, так и каждой отдельно взятой команде, но тем не менее.

Если проводить аналогии с традиционными видами спорта, то в киберспорте у России позиции намного крепче, нежели в том же условном футболе. Поэтому перспективы России в киберспорте я бы оценивал позитивно. 

— GGBet, специализирующаяся на кибере, ушла в минус по чистой прибыли в 2020-м, хотя выручка выросла почти в восемь раз. «Вулканбет», у которого почти все топ-события по объёму ставок пришлись на кибер, вообще покинул рынок. Мы переоцениваем популярность киберспорта и ставок на него?

— Есть такое выражение — нельзя держать яйца в одной корзине. Я подозреваю, что ни один букмекер не сможет сугубо на киберспорте показывать хорошие результаты и удовлетворять запросы своих инвесторов и акционеров.

Что касается минуса GGBet по итогам года, то это должны комментировать либо акционеры, либо руководство компании. Возможно, это осознанно. Может, они, наоборот, выполнили свой KPI. Может, они закладывали ещё больше потерь, и так как это был первый календарный год для их деятельности на российском рынке, они остались довольны тем, что добились именно таких цифр. 

Эти цифры не должны вводить в заблуждение. Всё-таки и киберспорт, и такие новые игроки на букмекерском рынке, как GGBet, должны преодолеть какие-то пороги развития, чтобы уже потом выходить на операционную прибыль и всё остальное.

— Основные спортивные события будут в этом году, в прошлом же была пандемия, когда рухнуло абсолютно всё. Не было ли возможности для киберспорта заявить о себе серьёзно?

— Вы знаете, нет. На первый взгляд казалось, что киберспорт сейчас всё заменит, но есть один очень распространённый стереотип, который не смог позволить киберспорту занять гигантскую нишу, ту территорию, которая освободилась из-за временной приостановки всех основных соревнований по традиционным видам спорта.  

Стереотип следующий: люди непосвящённые считают, что киберспорт — это компьютерный аналог игровых видов спорта. То есть, когда человека непросвещённого приводишь в киберспорт, он говорит: «Ага, это FIFA или киберхоккей NHL». А на самом деле нет.

Киберфутбол в доле трафика cybersport.ru, которым я руковожу, составляет 0,5% — это всё равно что стрельба из лука или хоккей на траве в традиционных видах. Примерно такая же популярность и у него. Dota и Counter Strike, являющиеся основными и самыми популярными дисциплинами и с точки зрения наблюдения, и с точки зрения ставок на них — это уже совершенно иная территория. Погружаться в этот контекст и набирать знания по «Доте» совсем сложно. Даже по CS согласятся далеко не все клиенты БК.

Тогда очень многие букмекеры подумали, что киберспорт сейчас заберёт значительную долю аудитории, но она не пошла в эту сторону. Она решила переждать, потому что ставить на абы что, не понимая даже контекста происходящего, не то что не согласилась, ей это просто было неинтересно.

— А когда киберспорт начнёт играть серьёзную роль в доходности БК и что для этого нужно сделать? 

— Начнём с того, что те букмекеры, которые первыми стали развивать свой киберспортивный продукт, уже сейчас фиксируют значительный рост и говорят, что по их внутренним раскладам объёма ставок и их количества киберспорт входит в топ-5 или топ-6. Это означает, что на данный момент киберспорт составляет конкуренцию бадминтону, волейболу, гандболу. Он уже где-то там. Для молодой индустрии это неплохие показатели.

Тем более что значительная часть киберспортивной аудитории только недавно стала совершеннолетней и получила право делать ставки. Но мало того, что у человека есть законное право ставить, у него должны появиться финансы, с которыми бы он мог легко расставаться — а это уже где-то 25+.

Из-за чего можно сделать вывод, что с каждым следующим годом шансы на то, что киберспорт будет собирать больше аудитории, растут. Речь, конечно, не о сиюминутном результате — больше об инвестициях в будущее, но при этом оно не какое-то отдалённое, а то, которое рядом. Поэтому конкуренция за киберспортивную аудиторию будет нарастать.

Смею предположить, что у тех букмекеров, которые продолжат развивать свой киберспортивный трейдинг и будут таргетироваться на конкретную киберспортивную аудиторию, предлагая ей промоакции, бонусы, фрибеты в привязке к киберспортивным событиям, всё будет замечательно. 

Таков закон бизнеса. Если вы к чему-то относитесь как ко второстепенному, то и потенциальные доходы будут соизмеримы. Но сейчас я замечаю, что даже традиционалисты, такие как «Лига Ставок», идут в сторону киберспорта, причём активно. Стараются наладить коммуникацию и улучшить свой продукт.  

— Вы говорите про краткосрочный период, а сможете спрогнозировать, сколько это лет?

— Сам киберспорт очень трудно поддаётся прогнозированию по той причине, что зависит от индустрии компьютерных игр. Здесь есть определённые возможности и риски. Они зависят от того, что предложит издатель. Может появиться какая-нибудь сумасшедшая новинка, все начнут в неё играть, и она станет киберспортивной дисциплиной. Но может случиться и наоборот.

В Dota, Counter Strike, о которых мы говорили, если не будет развития или аудитория начнёт уставать от них, получится обратная картина. Но в целом я исхожу из того, что в ближайшие пару-тройку лет с учётом взросления ядра аудитории число клиентов букмекерских контор, которые в первую очередь делают ставки на киберспорт, будет расти.

— На какие виды кибера стоит делать упор в России (в смысле развивать активнее) как для зрителей, так и для ставочников?

— Очень важно понимать, что киберспортивная аудитория подразделяется на определенные комьюнити. Пересечения там есть, но они небольшие. Тут нет прямой корреляции. Объясню почему. Dota 2 — очень сложная игра, и чтобы в ней разбираться, нужно хорошо погрузиться, нужно играть, нужно любить это дело.

В плане развития мы можем какие угодно усилия предпринимать, но только наших усилий будет недостаточно, если их прикладывать не будет сам издатель игры, т.е. её владелец.

У него желания, приоритеты, бизнес-интересы могут лежать в совершенно иной плоскости, которые абсолютно не совпадают со стремлениями киберспортивных компаний, таких как наша, либо киберспортивных букмекеров.

Здесь нужно действовать осторожно, следить за тенденциями на рынке и за теми планами и приоритетами, которые перед собой ставят владельцы игр, издатели. Иначе можно оказаться в ловушке: вы запланировали какие-то амбициозные проекты, а выяснилось, что у владельца игры совершенно другое направление. 

Именно поэтому такая компания, как наша EsForce Holding, находится на прямой связи с издателями, в первую очередь с компанией Valve, которая является издателем Dota и Counter Strike. Мы раньше узнаём или предугадываем какие-то действия владельца и можем корректировать собственные правила развития. 

Но что касается ставок, то азарт не зависит от того, как игра развивается — чем больше будет каких-то изменений, тем интереснее будет играть. Ведь каждый раз после патча в Dota, по сути, всё меняется, и игрокам — не только тем, кто играет непосредственно, но и тем, кто ставит — приходится менять свою стратегию. 

Это добавляет определённый эффект новизны. Просто представьте, если бы в футбол три месяца играли на поле 110x65, а потом — на поле в два раза меньше, мячом в 1,5 раза больше и без вратаря. Абсурдно в целом, но насколько бы поменялось поведение тех, кто делает ставки?

ФКСР чувствует себя лучше, чем другие федерации

— Что скажете о работе Федерации киберспорта в плане популяризации?

— У ФКСР есть очень важная миссия — это создание фундамента для пирамиды, вершиной которой являются такие команды, как Virtus Pro, то есть суперпрофи, играющие на мэйджорах и претендующие на победу в International.

На мой взгляд, ФКСР со своей миссией справляется. У них очень хорошие показатели по числу участников в Кубке и чемпионате России. У них есть онлайн-квалификация по регионам с Lan-финалом в каком-нибудь региональном центре и т.д. Тем самым они и вовлекают людей в игру в различные дисциплины, показывают траекторию некоего развития.

Поэтому с этой точки зрения работу ФКСР можно оценить положительно. Особенно с учётом того, что она входит и в международную федерацию, и в европейскую ассоциацию. Это говорит о статусе, о мировом признании. В целом они движутся в правильном направлении.

Естественно, нет ничего идеального. Наверняка есть такие направления, где федерации стоит улучшать или повышать эффективность своей работы, но это обычный процесс.

— Слышали ли вы об обращении спортивных федераций страны к министру спорта и физической культуры Олегу Матыцину по вопросу регулирования ЦО? Ваши мысли на сей счёт.

— Давайте называть вещи своими именами. Это не попытка залезть в чужой карман, а некая социальная уравниловка. Если мы говорим о конкретных целевых отчислениях от букмекеров, то очевидно, что чем больше на мой вид спорта ставят, тем бо́льшую сумму я должен ожидать в качестве отчислений. Если же это не так, то в таком случае Минспорта само либо ЕРАИ должны собирать с букмекеров ЦО без того условия, чтобы делить их по видам спорта, а по неким правилам налога с оборота. 

При этом неважно, на какие виды принимаются ставки, но на мой взгляд, это абсолютно нелогично. В этом случае мы оказываемся в другой ситуации, когда будут приотизироваться виды спорта, где возможны победы на Олимпиаде. Но есть же виды, которые не входят в олимпийскую программу. Киберспорт, например.

То есть мы, пытаясь восстановить некую «справедливость», просто усугубим несправедливость и сделаем это решение несправедливым для кого-то другого. За счёт одних поможем другим. Разделение ЦО в том виде, которое существует, то есть по видам спорта выглядит более справедливым.

При этом букмекерские поступления — это не единственный источник финансирования спорта в стране. Может быть, тем федерациям, которые обделены вниманием, просто потому что люди не ставят на стрельбу из лука, штангу или вольную борьбу, компенсировать за счёт перераспределения тех источников? Но не за счёт популярных футбола, тенниса, хоккея, баскетбола, волейбола, киберспорта. Это не совсем корректно.

Это как Шариков Полиграф Полиграфович: «Взять всё, да и поделить». Но у нас не тот случай. По-моему история уже не раз доказывала, что такой простой подход к решению сложных задач не бывает эффективным.

— А что думаете о появлении Единого регулятора?

— В основе, наверное, лежит положительная идея. Давайте будет Единый регулятор и все действующие игроки рынка будут под ним — это с одной стороны. С другой, была сформирована некая структура рынка: две СРО, у каждой были свои какие-то решения. Был ЦУПИС, был QIWI, инвестиции. 

Это готовый продукт, который функционирует, и, наверное, нужны были какие-то резкие доводы, чтобы сломать функционировавшие системы и на их месте создавать новые. Но есть же поговорка: не надо ломать то, что работает.

Усилия можно было бы приложить в других вопросах, чтобы повысить эффективность функционирования и взаимодействия букмекерского рынка с фискальными, государственными органами. Но если уже решили, то так тому и быть. 

— Какие дальнейшие перспективы вы видите в отношениях с букмекерами, по какому сценарию должны развиваться события?

— Конкретно к ФКСР я прямого отношения не имею, но если говорить в целом о взаимодействии федераций с букмекерами, то я думаю, что и те, и другие были довольны и было много хороших кейсов в старой парадигме. После 27 сентября надо будет понаблюдать, послушать участников букмекерского рынка и руководителей федераций, чтобы они попытались повысить эффективность новой системы взаимоотношений в более открытом диалоге. Здесь надо набраться терпения.   

— ФКСР не подписала это письмо. У неё всё хорошо с целевыми?        

— Я не обладаю информацией о сумме отчислений. Но если мы исходим из того, что у таких букмекеров, как «Париматч», «1xСтавка», киберспорт входит в топ-5 по активности пользователей, а синхронное плавание и стрельба из лука — не входят даже в топ-50, то можно предположить, что ФКСР чувствует себя лучше, чем другие федерации. Но может быть, и у неё есть определённые вопросы, пожелания. Она тоже видит какие-то способы улучшения этого взаимодействия с точки зрения развития своего вида спорта.


Беседовал: Сергей Гроо.

Читайте также: