Юридические инструменты борьбы государства с офшорными БК

Об эксперте:

Мария Лепщикова - юрист, основатель (2009 год) и владелица компании «Правовая линия».

Имеет обширный опыт защиты юридических интересов организаторов азартных игр. Общий беспрерывный стаж юридической работы с 2000 года. Юридическое сопровождение игорного бизнеса с 2004 года беспрерывно по настоящее время.

Несмотря на то что без лицензии работать в России запрещено, нелегальные онлайн-букмекеры и интернет-казино ввиду широких технологических возможностей по факту существуют и имеют внушительную аудиторию. В рамках борьбы с осуществлением незаконной азартной деятельности и потреблением подобных услуг создана единая автоматизированная информационная система – Единый реестр запрещённых сайтов, если коротко. Основаниями для включения информации в него являются:

  • решение уполномоченного органа;
  • вступившее в законную силу решение суда о признании распространяемой в Интернете информации запрещённой в РФ.

Указанным уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. С 2016 года сайты (с подозрением на незаконные азартные игры или с незаконной рекламой азартных игр) попадают в чёрный список по решению не только суда, но и ФНС РФ (во внесудебном порядке).

На примере юридической практики Единый реестр вполне работает, то есть ко многим внесённым в него сайтам на территории РФ доступ запрещён. В свою очередь имеют место случаи, когда какой-либо сайт в Едином реестре числится, но доступ к нему не ограничен.

В соответствии со ст.15.1 №149-ФЗ (ч.7-10) провайдеры хостинга, владельцы сайтов и информационных ресурсов в сети Интернет обязаны предпринимать меры по ограничению доступа и (или) удалению запрещённой или неправомерно распространяемой информации. До настоящего времени мерой наказания за нарушение данного требования со стороны владельца сайта могла быть только блокировка сайта нарушителя (или его отдельной страницы).

Для усиления влияния на ситуацию со стороны государства в Госдуму внесён законопроект №989758-7. В нынешней редакции данный документ устанавливает прямую ответственность за неисполнение провайдерами, владельцами сайтов и информационных ресурсов требований Федерального закона №149-ФЗ. В этих целях КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей 13.41, где прописаны санкции в виде административных штрафов.

Что касается непринятия мер и неудаления информации в области азартных игр и лотерей, то предлагаемые штрафы составляют:

  • для граждан – от 50 до 100 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 200 до 400 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 800 тысяч до 4 млн рублей.

Повторное совершение перечисленных административных правонарушений влечёт более серьёзное наказание:

  • для граждан – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 500 до 800 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 4 до 8 млн рублей. 

Указанная выше инициатива должна стать одной из мер препятствования незаконной азартной деятельности. Кроме того, установление штрафной ответственности призвано пополнить бюджет.

Дополнительные источники доходов в бюджеты разных уровней – насущная необходимость, усугублённая пандемией.

К слову, как неоднократно звучало в российских СМИ, Минфин готовит поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ в части конфискации незаконно полученного дохода чиновниками и поступления конфискованных средств в ПФР. В настоящее время информации о формальном поступлении в Госдуму официального текста законопроекта нет, но и без него можно потеоретизировать на указанную тему.

Так, в 2019 году Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела Дмитрия Захарченко признал законным конфискацию имущества у родственников и знакомых чиновников-коррупционеров (Определение КС РФ от 02.10.2019 ). В данном случае обращает на себя внимание конфискация имущества у знакомых (не родственников) чиновников-коррупционеров, которые не смогли подтвердить происхождение дохода, на который приобретено имущество.

Если вернуться к информации из СМИ об инициативе Минфина, полагаю вполне вероятным, что это выльется в конфискацию незаконно полученных средств не только у чиновников, а в свете Определения КС РФ от 2019 года и у граждан и юридических лиц  при условии неподтверждения ими происхождения средств.

Возможно, деньги от участия в незаконных азартных играх также со временем подпадут под объект конфискации.

Также в рассматриваемом ключе обращают на себя внимание вступившие 03.08.2020 в законную силу положения Федерального закона от 02.08.2019 №264-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «О национальной платёжной системе». Согласно вступившим в силу поправкам физические лица больше не могут пополнять наличными свои электронные кошельки, которые не прошли идентификацию. Теперь это можно делать только «с использованием банковского счёта».

Вышеуказанными поправками в ФЗ «О национальной платёжной системе» законодатель, помимо прочего, исключил возможность пополнения анонимных электронных кошельков в том числе и с целью участия в незаконных азартных играх, так как легальные безналичные доходы и расходы подвергаются большему контролю со стороны государства.

Кроме того, реквизиты (в том числе наименование и прочие данные) незаконных организаторов азартных игр могут служить дополнительным механизмом для внесения информации в перечень лиц (в том числе иностранных), в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства РФ. Напомню, что указанный выше перечень ведёт ФНС РФ.

Также нельзя забывать о Федеральном законе от 20.07.2020 №242-ФЗ, о котором я писала ранее (вступает в силу 18.10.2020). Если рассматривать принятый закон в ключе готовности к этому букмекеров, то большинство работающих БК не испытают каких-либо трудностей.

Ввиду сложившейся тенденции в РФ к открытости бенефициаров/управленцев организаций все были к этому потенциально готовы.

Хочу отметить, что на основании банковских нормативных правовых актов, установленных ЦБ РФ, у большинства банков и так в настоящее время имеются требования к клиентам в отношении раскрытия информации о бенефициарных владельцах (не говоря уже об органах управления ЮЛ-клиента). Поэтому с точки зрения принятия аналогичных поправок такой подход законодателя был разумен.

С 2014 года в соответствии с требованиями ч.2 ст.6 №244-ФЗ и так установлено ограничение по участникам общества: учредителями организаторов азартных игр не могут выступать лица с непогашенными или неснятыми судимостями. И если в краткосрочной перспективе у многих работающих БК нет проблем с соблюдением требований к контролирующим лицам организации, то в случае наступления непредвиденных обстоятельств риск подпасть под ограничения указанного закона всё-таки есть:

  • если участник, единоличный исполнительный орган, бенефициар будет привлечен к уголовной ответственности (предусмотренной законом №242), тогда ему будет необходимо из общества выйти. В противном случае организатор азартных игр не сможет осуществлять деятельность;
  • если страна, на территории которой зарегистрирован и состоит на учете ЮЛ-учредитель общества, попадёт в перечень офшорных стран, установленных приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.